Что делает катушка индуктивности в цепи. Как работает катушка зажигания в автомобиле? Какой размер шпули катушки для фидера

Стандартная конструкция катушки индуктивности состоит из изолированного провода с одной или несколькими жилами, намотанными в виде спирали на каркас из диэлектрика, имеющего прямоугольную, цилиндрическую или форму. Иногда, конструкции катушек бывают бескаркасными. Наматывание провода производится в один или несколько слоев.

Для того, чтобы увеличить индуктивность, используются сердечники из ферромагнитов. Они же позволяют изменять индуктивность в определенных пределах. Не всем до конца понятно, для чего нужна катушка индуктивности. Ее используют в электрических цепях, как хороший проводник постоянного тока. Однако, при возникновении самоиндукции, возникает сопротивление, препятствующее прохождению переменного тока.

Разновидности катушек индуктивности

Существует несколько вариантов конструкций катушек индуктивности, свойства которых определяют и сферу их использования. Например, применение контурных катушек индуктивности вместе с конденсаторами, позволяют получать резонансные контуры. Они отличаются высокой стабильностью, качеством и точностью.

Катушки связи обеспечивают индуктивную связь отдельных цепей и каскадов. Таким образом, становится возможным деление базы и цепей по постоянному току. Здесь не требуется высокой точностью, поэтому, для этих катушек используется тонкий провод, наматываемый в две небольшие обмотки. Параметры данных приборов определяются в соответствии с индуктивностью и коэффициентом связи.

Некоторые катушки используются в качестве вариометров. Во время эксплуатации их индуктивность может изменяться, что позволяет успешно перестраивать колебательные контуры. Весь прибор включает в себя две последовательно соединенных катушки. Подвижная катушка вращается внутри неподвижной катушки, тем самым, создавая изменение индуктивности. Фактически, они являются статором и ротором. Если их положение изменится, то поменяется и значение самоиндукции. В результате, индуктивность прибора может измениться в 4-5 раз.

В виде дросселей используются те приборы, у которых при переменном токе отмечается высокое сопротивление, а при постоянном - очень низкое. Благодаря этому свойству, они используются в радиотехнических устройствах в качестве фильтрующих элементов. При частоте 50-60 герц для изготовления их сердечников применяется трансформаторная сталь. Если частота имеет более высокое значение, то сердечники изготавливаются из феррита или пермаллоя. Отдельные разновидности дросселей можно наблюдать в виде так называемых бочонков, подавляющих помехи на проводах.

Где применяются катушки индуктивности

Сфера применения каждого такого прибора, тесно связана с особенностями его конструкции. Поэтому нужно обязательно учитывать ее индивидуальные свойства и технические характеристики.

Совместно с резисторами или , катушки задействованы в различных цепях, имеющих частотно-зависимые свойства. Прежде всего, это фильтры, колебательные контуры, цепи обратной связи и прочее. Все виды этих приборов способствуют накоплению энергии, преобразованию уровней напряжения в импульсном стабилизаторе.

При индуктивной связи между собой двух и более катушек, происходит образование трансформатора. Эти приборы могут использоваться, как электромагниты, а также, как источник энергии, возбуждающий индуктивно связанную плазму.

Индуктивные катушки успешно используются в радиотехнике, в качестве излучателя и приемника в конструкциях кольцевых и , работающих с электромагнитными волнами.

В статье о безынерционной катушке материал изложен в следующем порядке:

  • принцип работы катушки,
  • фрикционный тормоз,
  • укладка лески на шпулю,
  • типы профилей шпули,
  • размер безынерционной катушки,
  • скорость вращения ротора,
  • рукоять катушки,
  • видео на тему как выбрать катушку,
  • песня и анекдот о рыбалке.

Принцип работы

Безынерционная катушка (в дальнейшем БК или просто катушка) широко используется в разных видах рыбной ловли и на сегодняшний день считается самой распространенной и универсальной во всем рыболовном мире. В некоторых англоязычных странах ее называют "Fixed spool reel"- катушка с фиксированной шпулей . Причиной такого названия послужил тот факт, что в рабочем состоянии шпуля БК остается неподвижной - фиксированной.

В подтверждение сказанному необходимо отметить, что при забросе приманки, леска слетает с неподвижной шпули и во время дальнейшей работы катушки: проводки приманки, вываживания рыбы и др., она так - же остается ограниченной от вращения.
Намотку лески производит лесоукладыватель, вращающийся вокруг шпули в одной плоскости.
За счет возвратно - поступательных движений шпули, перемещающейся "вперед-назад" под вращающимся укладчиком, леска наматывается не в одном месте, а по всей длине барабана.

  1. Ручка регулятора фрикционного тормоза.
  2. Ролик лесоукладывателя.
  3. Скоба лесоукладывателя.
  4. Шпуля.
  5. Ротор.
  6. Корпус.
  7. Стопор обратного хода.
  8. Рукоять.

Лесоукладыватель представляет собой устройство, закрепленное на роторе катушки через откидной механизм, состоящее из скобы лесоукладывателя и направляющего ролика, обеспечивающее намотку лески на шпулю катушки.

Ротор катушки вместе с лесоукладывателем приводится в движение вращением рукояти с определенным передаточным числом.
Вращающаяся вокруг фиксированной шпули скоба лесоукладывателя, наматывает натянутую через направляющий ролик леску на шпулю, осуществляющую возвратно поступательные движения «вперед - назад».
Направляющий ролик лесоукладывателя, имеющий подшипник (желательно), обеспечивает равномерное и мягкое скольжение лески, а откидной механизм позволяет при необходимости открывать и закрывать скобу лесоукладывателя.

Подобное конструктивное решение «фиксации шпули» избавило БК от многих недостатков ее предшественницы - . Главным из которых считался момент инерции, вызываемый вращательным движением шпули (барабана) с леской, и служивший причиной ее частых, произвольных сходов («бород»). С целью реализации данного решения, пришлось шпулю мультипликаторной катушки, служившей прототипом БК, повернуть на 90 градусов, при этом значительно изменив конструкцию ее привода.

Фрикционный тормоз

Безынерционные катушки условно разделяют на катушки с передним и задним расположением фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз, используя силу торможения, изменяет величину усилия необходимого для стягивания лески со шпули, тем самым смягчая рывки и удары при подсечке и вываживании крупной рыбы. А так же, страхует механизм катушки от перегрузок, предохраняя удилище при критических нагрузках от поломки, а леску от обрыва.
Расположение фрикционного тормоза не влияет на функции БК, разве что с передним тормозом катушка весит меньше и имеет более плавную регулировку, а с задним - шпуля снимается быстрей и проще.

В катушке с задним расположением тормоза (фото 2), вместо ручки его регулятора расположена кнопка фиксатора шпули, нажатием на которую она легко снимается.

В случае с передним тормозом, для извлечения шпули необходимо полностью ослабить фрикцион, выкрутив и сняв ручку его регулятора.

Шпуля катушки не всегда находится в неподвижном состоянии, ее вращение возможно при возникновении силы, стягивающей леску с нее. В этом случае, она имеет возможность вращаться в обратном направлении. Фрикционный тормоз удерживает шпулю, блокируя подобное вращение, причем усилие стягивания лески зависит от того, насколько сильно он затянут.

На некоторых суперсовременных катушках предусмотрена система, позволяющая даже c полностью затянутым тормозом, стравливать леску при максимально допустимых нагрузках на нее. Тем самым оберегая БК, при неправильной ее эксплуатации, от перегрузок и повреждений.

Регулируя фрикционный тормоз устанавливайте силу торможения так, чтобы она была на треть меньше прочности используемой лески. Если используется леска с в 6,0 кг, то фрикционный тормоз настраивается на усилие, при котором он отпускает леску - в 4,0 кг. При соблюдении этого правила БК и удилище подвергаются меньшим нагрузкам, что позволяет продлить срок их эксплуатации.

Укладка лески на шпулю

Укладка лески в БК осуществляется лесоукладывателем, вращающимся вокруг шпули и механизмом подачи шпули, преобразующим вращательное движение рукояти в возвратно - поступательное движение шпули.

Полный цикл движения шпули "вперед - назад" соответствует двум оборотам рукояти , при котором в первую половину цикла ("вперед") леска укладывается по спирали в одну сторону, а во вторую ("назад") - следующий слой спирали ложиться крест на крест по верх первого, в противоположном направлении. В безынерционных катушках чаще всего используются два типа механизма подачи шпули. Это механизм с червячной или кривошипно - шатунной передачей :
1. червячная передача называемая "бесконечным винтом" - кинематическая точность червячной пары способствует более равномерной подаче шпули, тем самым повышая качество намотки лески.

2. кривошипно - шатунная передача с использованием кулисы называемая "локомотивной" - некоторые особенности механизма, не всегда позволяют добиться нужного качества укладки лески.

Вращательное движение лесоукладывателя и возвратно - поступательное движение шпули, согласованы между собой механизмом катушки. Единицей согласования служит шаг подачи шпули - длина ее перемещения за один полный оборот ротора (виток), часто называемая "шагом укладки лески". Шаг укладки влияет на расстояние между соседними витками слоя намотки, а следовательно и на ее плотность и форму.

Постоянный на протяжении всего цикла "вперед - назад" шаг подачи, обеспечивает прямую - цилиндрическую укладку лески. Изменение шага во время цикла подачи, позволяет получить форму (фигуру) намотки лески отличную от прямой.
На рисунке изображены три типа формы укладки лески на цилиндрическую шпулю:

  • стандартная цилиндрическая, она же - прямая укладка,
  • укладка прямым конусом,
  • укладка обратным конусом.


-прямая (цилиндрическая уклада) - имеет постоянный шаг укладки, позволяет получить прямой профиль (форму) намотки, не исключающий самопроизвольный сход лески, факт не мешающий катушке с данным типом укладки считаться самой распространенной и универсальной, с которой можно получить все три типа формы намотки, используя шпули разной конфигурации. Не стоит путать конфигурацию шпули с типом укладки лески, в одном случае - геометрическая форма шпули, в другом - форма укладываемой на нее лески.

-укладка прямым конусом - имеет шаг укладки увеличивающийся по направлению к бортику шпули, позволяет получить конусный профиль намотки лески . Обеспечивает самый дальний заброс, при этом увеличивается вероятность самопроизвольного схода лески.

-укладка обратным конусом - имеет шаг уменьшающийся по направлению к бортику, позволяет получить обратно-конусный профиль намотки лески . Полностью исключает самопроизвольный сход лески, но при этом сокращается дальность заброса приманки.

Во избежание схода "бород", необходимо не доматывать леску до края бортика, оставляя 1.5 - 2.0 мм. Важное требование к безынерционной катушке, независимо от типа укладки и механизма подачи, это качество намотки лески - она должна ложится равномерно по всей поверхности шпули, исключая волнообразные неровности, бугры и провалы.

Типы профилей шпули

Все вышеперечисленные профили намотки лески, можно получить имея одну катушку с прямым (цилиндрическим) типом укладки, применяя при этом сменные шпули разной конфигурации.

В большинстве случаев используют шпули следующих геометрических форм:

- цилиндр ("прямая")

- конус ("конусная")

- обратный конус ("обратно-конусная")

Катушка с цилиндрической укладкой, благодаря постоянному шагу подачи шпули, укладывает леску равномерно и одинаково по всей ее поверхности, отражая конфигурацию шпули на форме наматываемой лески.

.

Размер безынерционной катушки

В большинстве случаев, для обозначения размера безынерционной катушки, используются два варианта цифровой подписи:

Вариант 1 - размер увеличивается от меньшего числа к большему; от "1000" до "12000" с размерным шагом "500", т.е. "1000", "1500", "2000", "2500" и т.д. Обозначается крупными цифрами на шпуле катушки. См. Фото 3. Для традиционных способов ужения рыбы, в основном, используются размеры катушек от "1000" до "5000". Большие катушки, от "5000" и выше, применяют в снастях для ловле крупной рыбы с берега, в тех случаях когда требуется уместить на шпуле много метров толстой леску;

Вариант 2 - размер увеличивается слева направо; от "020", "025", "030" и выше с размерным шагом "005" .

Размеры обоих вариантов имеют грубое соответствие между собой. Размер "1000" соответствует размеру "020", "1500"-"025", "2000"-"030"и т.д. Величина размера служит для представления и сравнения геометрических (габаритных) размеров катушки, от которых зависит вес, лесоемкость и мощность катушки. Причем размерность относительная, не имеющая точного стандарта, служащая для представления и сравнения катушек одного производителя.

Для большей точности при сравнении катушек по размеру, необходимо учитывать название и модельный ряд катушки. На Фото 3 название катушки выделено красным цветом, а модельный ряд обозначен буквами "AH" перед цифровой подписью "2000".

Какого размера брать катушку; "1000" - "тысячник" или "2000" - "двухтысячник" зависит от того с каким вы собираетесь ее использовать, соблюдая требование "гармонии снасти", с учетом общего а. С легкими удилищами класса Ультро - Лайт (UL) используют "тысячники" или "полутора тысячники", для класса Лайт (L) рекомендуются "полутора тысячники" или "двух тысячники", по принципу чем мощнее удилище, тем вместительней и мощнее катушка.

Лесоемкость катушки определяется величиной длины монофильной лески способной уместиться на шпуле. Зависит от геометрических размеров шпули, ее диаметра, длины и глубины профиля. Используя на одной катушке сменные шпули разной глубины, можно иметь возможность манипулировать ее лесоемкостью и применять различную леску.

Практически, все производители безынерционных катушек наносят на них рекомендательную маркировку в формате "mm /m" - диаметр лески/длина лески. Например, "0.18/240 0.20/200 0.25/140" означает, что на шпулю катушки можно намотать 240 м лески при ее диаметре 0.18 мм. или 200 м лески с диаметром 0.20 мм или 0.25/140 соответственно.

Скорость вращения ротора катушки

Скорость вращения ротора задается передаточным числом приводного механизма и темпом вращения рукояти. Передаточное число определяется отношением одного оборота рукояти к определенному количеству оборотов ротора катушки. Обозначается на шпуле катушки словом "Gear ratio" и отношением чисел. К примеру: "5,0:1" означает, что за один оборот рукояти, ротор совершает пять оборотов; "3.6:1" - за один оборот рукояти, ротор совершает три целых и шесть десятых оборота.

При покупке БК очень важно учитывать ее передаточное число, так - как выпускаемые на сегодняшний день катушки, имеют большой "спектр" передаточных отношений, от 3.2:1 до 7.2:1 .

Несмотря на то, что все БК служат вроде бы одной общей цели - поимке рыбы, но осуществляется она разными способами и в разных условиях рыбной ловли, с учетом которых следует выбирать катушку. В этой категории БК имеют следующую классификацию:

- тихоходные (силовые) - передаточное число от 3.2:1 до 4.3:1. Применяются для вываживания и ловли крупной (сильной) рыбы с использованием больших и тяжелых приманок. Как правило имеют металлическую шпулю большой вместимости, оснащены мощной рукоятью и роликом лесоукладывателя крупнее обычного. Детали механизма выполняются из прочных материалов, обеспечивающих надежность и устойчивость механизма БК к нагрузкам. Для катушек этого типа предпочтительна медленная проводка или ловля "троллингом".

- универсальные - передаточное число от 4.5:1 до 6.1:1. Имеют большой диапазон применения в разных видах и способах рыбной ловли (донный, матчевый, болонский и др.), в том числе и спиннинговой ловле. Используются как для медленной, так и для быстрой проводки, с разными по размеру и весу приманками.

- скоростные - передаточное число от 6.2:1 до 7.2:1. применяются там где требуется быстрое выматывание лески: для осуществления некоторых видов спиннинговых проводок, при использовании легких и мягких с джиг - головками; в способах рыбной ловли требующих частых забросов оснастки и быстрого устранения провисания лески. Скоростные БК нашли достаточное применение как в спиннинговой, так и матчевой ловле. При выборе БК необходимо учитывать, что от передаточного число катушки, зависит длина лески, выбираемой (наматываемой) за один полный оборот рукояти - характеристика оказывающая серьезное влияние на технику проводки приманки, особенно .

Рукоять

Большинство моделей безынерционных катушек оснащены кнопочной системой складывания рукояти , позволяющей ее быстро складывать легким нажатием на кнопку, и винтовым механизмом для снятия или перестановки рукояти на другую сторону катушки (фото 4). Для этих целей на БК имеется головка винтового механизма , размещенная с противоположной стороны рукояти, позволяющая без особых усилий управлять винтом.

В катушках скоростных моделей применяют двойную рукоять или дополняют ее компенсатором (фото 5), д ля предотвращения вибрации, связанной с дисбалансом рукояти.

На некоторых моделях безынерционных катушек отсутствует кнопочная система складывания рукояти, а обе функции (складывание и перестановку рукояти) выполняют с помощью одного винтового механизма, при использовании которого:

для складывания рукояти сначала ослабляют винт, раскрывают или закрывают рукоять, затем затягивают его, фиксируя рукоядку в нужном положении;

для перестановки рукояти катушки винт выкручивают полностью, переставляют ручку на другую сторону корпуса, затем вставляют винт в отверстие многогранника и закручивают его до упора.

Стопор обратного хода ротора

Обратным ходом безынерционной катушки - считается вращение ротора и рукояти, направленное в сторону противоположную рабочему направлению (намотки лески на шпулю). Почти во всех безынерционных катушках имеется механизм способный препятствовать обратному вращению ротора и рукояти. Его называют: "стопор обратного хода" или "антиреверс" . Во включенном состоянии он блокирует вращение рукояти катушки «на себя», не позволяя ротору проворачиваться в обратную сторону, тем самым предотвращая последствия связанные с ослаблением лески во время работы катушки.

Механизм стопора обратного хода расположен внутри катушки, а на наружную часть ее корпуса выведен рычажок приводящий антиреверс в действие или отключающий его.
Многие рыболовы, для краткости или по незнанию, этот "рычажок - флажок" - переключатель стопора обратного хода, именуют самим антиреверсом, причем присваивая ему самые громкие титулы: "стопор реверса" , "антиреверсный стопор" , "реверсный фиксатор" и пр., что вводит в заблуждение и путает людей осваивающих рыболовное дело.

Антиреверс дает возможность реализовывать подсечку рыбы одной рукой, незаменимую в поплавочной ловле и очень удобную в спиннинговой. Удобство эксплуатации БК - не главное назначение стопора обратного хода, его основной задачей является защита механизма катушки от критических нагрузок, связанных с рывками при вываживании, в момент подсечки крупной рыбы, при глухом зацепе и других подобных ситуациях.

Конструкция механизма стопора обратного хода эволюционировала от «ступенчатого стопора» до «мгновенного антиреверса».

Ступенчатый стопор обратного хода , основан на многозубчатой храповой шестерне, монолитной с ротором катушки. Скошенные зубья шестерни допускают перемещение по ним подпружиненного рычага рукояти в «одну» сторону и не позволяют ему двигаться в «другую», упираясь в него при вращении.

Мгновенный стопор (антиреверс) представляет собой обгонную муфту, изготовленную на базе роликового подшипника. Недостатком ступенчатого стопора являлся люфт рукояти, образованный «свободной» зоной между соседними зубьями храповой шестерни. В результате чего стопор не имеет возможность срабатывать мгновенно, а рукоять и ротор катушки проворачивались на определенный угол - «угол свободного хода».
По этой причине, резкие рывки при подсечке рыбы или зацепе, мало отличающимся от поклевки, служат причиной серьезных ударов в механизме с храповой шестерней и приводят к преждевременному выходу его из строя.

Конструкция мгновенного стопора обратного хода на базе обгонной муфты с использованием игольчатого подшипника, полностью избавила от этого недостатка, особенно проявляющегося при использовании малорастяжимой плетеной лески.

У безынерционных катушек наиболее распространенное расположение рычажка переключателя стопора обратного хода, это верхняя площадка задней части корпуса. Кроме стандартного расположения, на некоторых моделях он может находится на нижней поверхности корпуса, в зоне прилегающей к ротору.

Приобретая безынерционную катушку обратите внимание на:

ролик лесоукладывателя должен быть выполнен из материалов слабо поддающихся истиранию (нержавеющая сталь, латунь или бронза с коррозиестойким твердосплавным покрытием) и желательно иметь шарикоподшипник;

ход ролика лесоукладывателя - спичкой или сложенным вдвое кусочком бумаги имитируйте движение лески по ролику, убедитесь в том, что он легко вращается, а спичка или кусочек бумаги не проскальзывают по неподвижной поверхности ролика;

скоба лесоукладывателя – откройте скобу и резко встряхните катушку, имитируя заброс, она не должна самопроизвольно закрываться;

ход ротора - раскрутите ротор катушки двумя - тремя быстрыми оборотами рукояти и отпустите ее, обратите внимание на продолжительность вращения ротора и рукояти уже без вашей помощи. По тому насколько долго и свободно они вращаются под воздействием силы инерции, можно судить о ходе ротора. Если же приводной механизм не способен продолжать вращение по инерции или во время вращения издает звуки непонятного происхождения, это указывает на затрудненный ход ротора и от покупки такой катушки лучше отказаться;

ход рукояти - при медленном вращении рукояти ее ход должен быть плавным, равномерным, без рывков, ударов и посторонних звуков;

балансировка механизма - недопустима вибрация катушки при быстром вращении рукояти;

люфт шпули – воспрещается поперечный люфт (в направлении перпендикулярном оси вращения) ;

рукоять катушки – крайне нежелателен ее поперечный люфт. Необходимо проверить систему складывания и перестановки рукояти на другую сторону катушки;

количество подшипников – не менее 5-и (маркируется «5+1» или « 6 » в нижней части корпуса катушки, под шпулей или на ней);

мгновенный стопор обратного хода - необходимо убедиться в работоспособности механизма блокировки обратного хода катушки. Намертво заблокированное вращение рукояти "на себя", при включенном стопоре, указывает на его исправность;

корпус катушки - визуальное исследование корпуса катушки поможет выявить возможно имеющиеся на ней дефекты (трещины, царапины, набои).

Анекдот

Общаются два рыбака.
Первый.
- Я вчера поймал сома на 120кг!
Второй.
- Я тоже вчера блеснил. Да неважно, всего одну щучку на 20 кг вытащил. Стал потрошить ее, вспорол брюхо, а там антикварный старинный фонарь с надписью на английском языке: "Джеймс Кук - 1764 год". Я его поджигаю, а он горит...
Первый, почесав голову.
- Слухай, я со своего сома 90 кг сброшу, но а ты фонарик - то погаси!

Дополнительную информацию о рыболовных катушка можно получить в статье

Приятной и удачной вам рыбалки! Важен не результат а сам процесс!

28 января 2018

Подаваемая в цилиндры двигателя горючая смесь воспламеняется искрой, проскакивающей в нужный момент между электродами свечи. Столь мощный искровой разряд создается электрическим импульсом высокого напряжения. Чтобы понять, как это реализовано в автомобиле, стоит изучить конструкцию и принцип работы катушки зажигания, играющей в данном процессе главную роль.

Зачем нужна катушка?

Для своевременного и полного сжигания топливовоздушной смеси в цилиндре необходимо выдержать ряд условий:

  • мощность электрического разряда порядка 20 тыс. вольт;
  • подача импульса на свечу при достижении поршнем верхней точки с опережением 5° оборота коленчатого вала;
  • зазор между электродами – 0,8–1,0 мм.

За выполнение первого условия отвечает именно высоковольтная катушка. Общеизвестно, что напряжение бортовой сети транспортных средств составляет 12 В, на некоторых грузовиках (например, КаМАЗ) – 24 В. Подобные характеристики не подходят для уверенного искрообразования.

Чтобы создать мощную искру, пробивающую воздушную прослойку шириной 1 мм, низкое напряжение необходимо преобразовать и создать более высокий потенциал – около 20 кВ. Для этого служит высоковольтная катушка зажигания, которая работает в составе системы следующим образом:

  1. Когда поршень в одном из цилиндров приближается к верхней мертвой точке (ВМТ), завершается такт сжатия.
  2. Электронный блок управления, получающий информацию от датчика положения коленчатого вала, дает команду на искрообразование, отправляя сигнал размыкающему реле.
  3. В режиме ожидания катушка постоянно находится под напряжением бортовой сети – 12 В. Реле по команде контроллера размыкает данную цепь и питание обмотки прекращается.
  4. В момент разрыва элемент вырабатывает высоковольтный импульс, отправляемый по изолированным проводам к электродам соответствующей свечи.

Справка. Описанный алгоритм применяется на автомобилях с прошлого века. Тогда разрыв цепи питания обеспечивал кулачковый вал распределителя зажигания, размыкающий контакты механическим способом.

Отсюда становится понятно назначение катушки зажигания – образование кратковременного высоковольтного импульса, пользуясь низким напряжением от аккумуляторной батареи. Как это происходит внутри элемента, читайте в следующем разделе.

Конструкция и принцип действия

Устройство рассматриваемого элемента системы зажигания выглядит так:

  • металлический сердечник подключен к основному контакту, соединяемому с центральным электродом свечи зажигания посредством высоковольтного провода;
  • вокруг сердечника выполнена вторичная обмотка, состоящая из большого числа витков тонкого медного проводника с изоляцией;
  • поверх вторичной обмотки предусмотрен слой диэлектрика и небольшое количество витков толстой медной проволоки – первичная обмотка;
  • сердечник с обмотками помещен внутрь герметичного пластикового корпуса, наполненного трансформаторным маслом;
  • обмотки подключены по последовательной схеме, 2 соединенных конца выведены на одну внешнюю клемму, два других – на отдельные контакты.

Примечание. Характеристики обмоток – толщина провода и количество витков отличаются в зависимости от марки и модели авто. Число витков первичной обмотки редко превышает 150, вторичной – 30 тыс.

К центральной клемме катушки присоединен высоковольтный провод, идущий к распределителю зажигания либо прямо на свечу. Оставшиеся контакты подключаются к минусовой клемме аккумулятора (массе) и плюсовому проводу цепи низкого напряжения.

Принцип действия повышающей катушки основан на эффекте электромагнитной индукции – создании постоянного поля вокруг сердечника. Как искрообразование реализовано на практике:

  1. К первичной обмотке после включения зажигания подводится напряжение 12 В от аккумулятора. Возникает электромагнитное поле, усиливаемое железным сердечником.
  2. Когда стартер проворачивает коленчатый вал и какой-либо поршень доходит до ВМТ, электроника посредством реле разрывает низковольтную цепь питания.
  3. Разрыв цепи провоцирует образование кратковременного импульса внутри второй многовитковой обмотки. В этот момент напряжение на катушке зажигания достигает 20 тыс. вольт и более.
  4. Ток передается на свечу, проскакивает искровой разряд и топливная смесь поджигается. Двигатель заводится.

После запуска двигателя первая обмотка питается от генератора, а вторичная непрерывно вырабатывает новые импульсы, поочередно направляемые распределителем к свечам всех цилиндров.

Виды высоковольтных элементов

Выше представлено описание простой конструкции повышающего напряжение трансформатора, обеспечивающего разрядами все цилиндры двигателя. Куда направить каждую последующую искру, определяет трамблер, он же – главный распределитель зажигания.

В современных моторах, управляемых электроникой, трамблеры не ставятся и применяются другие разновидности катушек:

  • с двумя контактами высокого напряжения;
  • индивидуальные.

Первый тип внешне напоминает обычный трансформатор со стальным сердечником, собранном из Ш-образных пластин. Функциональное отличие – подача импульса одновременно на 2 клеммы, подключенные к свечам двух цилиндров. Поскольку такты сжатия в них происходят в разные моменты, устройство создает искру на электродах обеих свечей. В одной камере происходит воспламенение, в другой разряд проскакивает вхолостую.

На четырехцилиндровый силовой агрегат ставится 2 двухвыводных трансформатора, образующих так называемый модуль зажигания. На многих марках автомобилей он представляет собой единую деталь, куда подключены все провода низкого и высокого напряжения.

Справка. Существует и другая схема подключения – на каждую свечу отдельный двухвыводной трансформатор, присоединенный одним изолированным проводом.

Устройство катушки зажигания индивидуального типа в корне отличается от предыдущих конструкций:

  • первичная и вторичная обмотка поменялись местами – вторая находится сверху;
  • габариты устройства существенно уменьшились;
  • мини-катушка устанавливается прямо на центральный контакт свечи;
  • высоковольтные провода отсутствуют.

Количество индивидуальных трансформаторов зависит от числа цилиндров силового агрегата – на каждую свечу ставится отдельная катушка. Преимущество данного устройства – отсутствие потерь и пробоев на участке от источника импульсов до свечных электродов, то бишь, – на бронепроводе. Второе достоинство – снижение стоимости ремонта: заменить один малый трансформатор дешевле и проще, чем весь модуль зажигания.

Принцип работы индивидуальных элементов остается неизменным – разрыв низковольтной цепи создает в многовитковой обмотке скачок напряжения, сразу передаваемый на электроды свечи зажигания. Для защиты от перегрузок в цепь включен полупроводниковый диод.

О неисправностях и способах устранения

Модули зажигания можно смело отнести к деталям длительного использования. При правильной эксплуатации минимальный ресурс элемента составляет 100 тыс. км пробега машины. Нередко повышающий трансформатор работает в течение всего срока службы транспортного средства.

В процессе эксплуатации катушки необходимо помнить о следующих моментах:

  1. Причиной преждевременной поломки элемента часто становится длительный перегрев.
  2. С годами свойства изоляционных материалов внутри обмоток ухудшаются. Повышается вероятность межвиткового замыкания, ведущего к перегреву и перегоранию проводников.
  3. В силу особенностей конструкции высоковольтная катушкане подлежит ремонту и восстановлению. Некоторые модели можно разобрать и попытаться устранить обрыв или замыкание, но практика показывает, что надежнее и дешевле поставить новую запчасть.
  4. Для нормальной работы элемента и стабильного искрообразования нужно обеспечить минимальное напряжение бортовой сети 11,5 вольт. Если из-за неисправности генератора либо разрядки аккумуляторной батареи вольтаж не достигает нормы, износ трансформатора ускоряется.
  5. По той же причине уменьшается мощность искрового разряда на электродах свечей, рабочая смесь воспламеняется и сгорает хуже.
  6. Пробой изоляции или обрыв высоковольтных проводов, вызывающий искрение на кузов машины, сокращает срок службы катушки. Если игнорировать неполадку в течение длительного времени, она придет в негодность.
  7. Мини-катушки индивидуального типа иногда выходят из строя из-за вибрации силового агрегата. Причина – внутренний обрыв проводников.

За модулем зажигания необходимо следить, чтобы из-за неисправностей двигателя на корпус устройства не попадало горячее масло либо охлаждающая жидкость. Не держите долго включенное зажигание – при этом греется обмотка катушки и разряжается аккумулятор.

15.06.2012

Как выбрать спиннинговую безинерционную катушку?

Современный ассортимент действительно огромен. Одних производителей сотни, а у каждого из них еще и масса моделей катушек, при чем, на первый взгляд, выглядят все модели почти одинаково, а разница в цене может достигать 10-ки раз. Как же тут не растеряешься? Ну, начнем с того, что это только лишь на первый взгляд все катушки одинаковы, а на самом деле разница заключается в деталях, таких как: качество материалов, качество сборки, совершенство инженерных решений и пр. А ведь все эти детали напрямую влияют на надежность и комфортность эксплуатации катушки.

Выбрать подходящую спиннинговую катушку еще труднее, чем само удилище - слишком уж много различных нюансов существует в данном вопросе. Тем не менее, если к вопросу подойти основательно, и разложить все по полочкам, выбор будет сделать легко.

Главное правило, которое значительно упрощает выбор катушки, звучит так: « Катушку следует подбирать под удилище!» Вернее - под условия ловли: метод ловли, размер и вид рыбы. Но мы исходим из того, что все факторы ловли уже были учтены при выборе удилища, и катушка подбирается, как гармоничное дополнение.

Итак, начнем раскладывать все «по полочкам».

Материалы, применяемые в катушках

Существует два материала, которые используются при изготовлении катушек, это – пластик и металл. При этом, пластик бывает сотни видов, каждый из которых, отличается по прочности и износостойкости. Металл в катушках тоже понятие широкое, ведь даже в одной модели, может использоваться одновременно несколько видов металлов. Например, корпус может быть из титанового сплава, шпуля, из точеного алюминия, дужка лескоукладывателя из нержавеющей стали, шестерни из бронзового сплава и т.д. В подавляющем большинстве случаев конструкция катушки состоит одновременно из пластиковых и металлических деталей, хотя встречаются и как полностью металлические, так и полностью пластиковые модели. Последние приобретать не рекомендуется, так как изделия эти, мягко скажем, качеством не отличаются.

Производители постоянно стараются уменьшить вес катушек, при этом сохраняя их прочность. В результате погони за одновременной прочностью и легкостью, каждый год на рынке появляются катушки из различных легких и очень прочных металлических сплавов. Да, такие модели не дешевы, но они того стоят. В общем, лучший выбор – это катушка с корпусом из легкосплавного металла. Но, ни в коем случае не списываем со счетов катушки с углепластиковым корпусом. Современные углепластики по многим параметрам не уступают металлу, а по некоторым позициям и превосходят его. Выбирая катушку по материалу, скорее всего, стоит ориентироваться на цену. Чудес, к сожалению, не бывает, и за маленькую цену Вам вряд ли предложат изделие с «супер свойствами». Ну а за высокую цену, что металлическая катушка, что углепластиковая будут одинаково хороши.

Передаточное число безинерционной катушки

Передаточное число – это параметр, означающий отношение одного полного оборота рукоятки к количеству оборотов лескоукладывателя. По данному параметру катушки делятся на скоростные и силовые. Передаточное число может указываться на корпусе катушки следующим выражением: 5.0: 1, 5.3: 1 и т.п. Такая надпись означает, что единица соответствует одному обороту ручки, а второе число указывает на соответствующее количество оборотов лескоукладывателя. Чем выше соотношение, тем катушка скоростнее, и наоборот, чем меньше соотношение, тем катушка мощнее. К силовым моделям можно отнести катушки, имеющие передаточное число до 5.0: 1 (4.0: 1, 4.3: 1 и т.д.), а к скоростным катушкам относятся модели с передаточным числом выше 5.0: 1 (5.3: 1, 6.0: 1 и др.). Скоростные качества катушки зависят, прежде всего от крупности зубьев главной шестерни. Но не будем углубляться в такие технические дебри, все равно никто не даст разбирать катушку перед покупкой. С практической точки зрения, мощностные (силовые) катушки хороши для ловли крупной рыбы, а также для осуществления проводки с использованием «высокоупористых» приманок. Скоростные же модели имеют меньший запас мощности, но позволяют очень быстро выматывать леску, что очень важно при некоторых видах проводок, например, при ловле джигом. Выбор между силой и скоростью полностью зависит от предполагаемых объектов ловли – охотимся только за «крокодилами», тогда берем силовую модель, а если хочется большей универсальности, то выбор можно остановить на «золотой середине» - катушках с передаточным числом 5.0: 1, или с приближенным к этому значению показателем.

Размеры и масса катушек

Как уже упоминалось выше, производители с каждым годом выводят на рынок все более легкие модели катушек, при этом не в ущерб их надежности. Это они делают не спроста, ведь чем легче катушка, тем приятнее рыбачить, но все же впадение в крайности тоже недопустимо. Главное – это чтобы вес и размер катушки находились в балансе с удилищем. Что такое баланс удилища и катушки описать трудно, это нужно почувствовать. По поводу веса катушки есть такое мнение, что вес катушки должен примерно соответствовать двум весам удилища, плюс минус 30 грамм. Например, вес удилища 100г, значит, вес катушки должен быть в районе 200г, плюс минус 30 грам. Правда, такое правило несколько условно, но в подавляющем большинстве случаев оно работает.

У всех катушек существует так называемый размер, который обозначается в цифрах: 500, 1000, 2000 и так далее. Но вот не задача, классификация размеров катушек до сих пор не унифицирована между производителями. Поэтому, взяв в руки катушку тысячного размера от двух разных производителей, можно визуально увидеть небольшую разницу в размерах. Хотя, стоит отметить, что большинство производителей все же приняло за стандарт, классификацию размеров, разработанную компанией Shimano.

Чтобы выбрать правильную по размеру катушку, необходимо исходить из таких параметров удилища как длина и тест. Ниже представлена таблица, в которой описывается связь между техническими параметрами удилища и размером катушки. Думаем, понятен принцип таблицы. Допустим, у нас есть удилище длиной 220 см и тестом 10-25 грамм. Смотрим в таблицу. Наш спиннинг по длине попадает в категорию «ДО 240», а по тесту больше попадает в категорию «15-30», следовательно, подходящий размер катушки – 2000-2500.

Длина удилища, см

Тест удилища, г

Номерной размер по Shimano

Фрикционный тормоз

Фрикционный тормоз – это такой механизм катушки, который позволяет автоматически стравливаться леске в моменты сильных рывков рыбы. Благодаря фрикционному тормозу обрывы лески в процессе вываживания сводятся к минимуму. Главное – это правильно настроить тормоз. От качества этого механизма напрямую зависит количество сходов рыбы и количество обрывов лески. Чем плавней настройка тормоза, тем лучше. У качественных катушек фрикционный тормоз имеет очень плавную настройку, и к тому же, обладает антиблокировочной функцией. Антиблокировочная функция позволяет стравливаться леске при сильном рывке рыбы, даже если фрикционный тормоз зажат в максимальном положении. Польза антиблокировочной системы очевидна. Не редки случаи, когда рыболов просто забывает отпустить фрикцион и рыбачит с затянутым наглухо тормозом. Следует поклевка крупной рыбы, один мощный рывок и леска рвется. А если катушка оснащена антиблокировкой фрикционного тормоза, то такой неприятности не случится.

Существует два типа фрикционного тормоза – передний и задний. Какой из них лучше сказать трудно, ведь работают они одинаково эффективно, а вот по комфорту эксплуатации – тут уж кому как больше нравится. Однако, есть мнение, что передний фрикционный тормоз более надежен, чем задний, хотя разность в надежности и не сильно ощутима. То, что явно чувствуется, так это разность в точности и плавности настройки, и в этом плане победа за передним фрикционом. Практика показывает, что можно легко привыкнуть и к одному, и к другому типу, но если уже «подсаживаешься» на какой-то один из них, то перейти на другой тип уже трудно. Привычка и ничего более.

Шпуля – это съемный элемент конструкции катушки, который выполняет функцию накопителя лески. Шпули бывают пластиковые и металлические. Металлическая шпуля предпочтительней, так она отлично подходит, как для использования монофильной лески, так и для плетеных шнуров. А вот пластиковую шпулю можно использовать только с леской. Как показывает практика, со временем, плетеный шнур просто стачивает бортик пластиковой шпули, от чего портится и шпуля и шнур. При чем, эта проблема замечена даже на шпулях, изготовленных из очень прочного пластика.

Шпули также различаются между собой по вместимости лески. Обычно на шпуле указывается вместимость в метрах, для каждого конкретного диаметра лески. Внимание, информация по вместимости, указываемая на шпуле, действительна только в отношении лески, а вот к плетеному шнуру она не подходит.

Еще одним различием является, так называемая геометрия шпули, то есть соотношение глубины и ширины. Существуют два основных варианта геометрии шпули – классический (когда ширина примерно равна глубине), и второй вариант - это геометрия Long Cast(когда глубина шпули не большая, а длина увеличена. Шпули с геометрией Long Cast имеют преимущество перед «классикой» в плане дальности заброса. Нужно отметить, что на некоторые модели катушек можно ставить шпули разного размера. Например, на некоторые модели катушек в 2000-ом размере можно ставить шпулю, как 2000-го, так и 1500-го размера. То есть, фактически, только лишь поменяв шпулю, мы получаем катушку несколько другого размера. Выгода от такой возможности очевидна.

Многие модели катушек комплектуются запасной шпулей, и это хорошо, так как тогда существует возможность одну шпулю оснастить леской, а другую шнуром. В некоторых случаях, наличие на рыбалке одновременно лески и шнура очень полезно. Например, когда рыбалка ведется одним спиннингом и одной катушкой, но применяются различные способы спиннинговой ловли. Так, для джига лучше шнур, а для ловли на вертушки леска. И получается, что, не меняя спиннинга и катушки, а только лишь переставляя шпулю, мы делаем снасть универсальное. Если же выбранная модель катушки не комплектуется дополнительной шпулей, не беда – ее можно купить отдельно, правда по некоторым моделям это сделать не просто, но кто ищет, тот найдет!

Количество подшипников

В конструкции безынерционной катушки подшипники выполняют очень важную роль, и от их качества и количества во многом зависит работоспособность всей катушки. Однако, большое количество подшипников в катушке вовсе не означает, что изделие качественное. В большинстве случаев «перенасыщенность» катушки подшипниками – это всего лишь маркетинговый ход. Особенно этим грешат китайские «умельцы». На самом деле, оптимальное количество подшипников в катушке – 4-6 штук.

Ручка катушки

Большинство моделей катушек оснащаются ручками, которые могут переставляться и под левую и под правую руку, но существуют такие модели, у которых ручка не переставляется, то есть она стационарно установлена на одной из сторон. И при покупке нужно быть внимательным в этом вопросе. Что касается эргономики ручки, то здесь вариантов сотни, если не тысячи – это разнообразие форм, материалов и т.п. И тут уж какие-либо советы давать бессмысленно, так как у каждого свой вкус. А вот по воду механизма приведения ручки в транспортное положение можно сказать, что лучше брать катушку, у которой ручка складывается путем раскручивания винта. Как показывает практика, механизмы быстрого приведения ручки в транспортное положение быстро изнашиваются и в результате, образуется неприятный люфт.

Бренды

Если пробежаться по рыболовным магазинам, то сейчас можно насчитать не менее сотни производителей, выпускающих катушки. Правда, львиная доля из них - это не известные азиатские марки.

Настоящие лидеры рынка – это японские компании Shimano и Daiwa. Это давние конкуренты, и в конкурентной борьбе, стараясь обойти друг друга, все время шли на шаг впереди от всех остальных. Трудно сказать кто из них лучше, но одно можно сказать с уверенностью – катушка от Shimano или Daiwa не разочарует своим качеством. Справедливости ради стоит отметить, что в настоящее время качественные катушки делают многие производители, и что самое приятное – хорошее качество по достаточно либеральным ценам. Просто перечислим производителей, чьи катушки пользуются хорошей репутацией. Итак это – Ryobi (Япония), Mitchell(Франция), Abu Garcia(Швеция), SPRO(Голландия), Zebco (США), Okuma (Китай), Salmo (Латвия) и многие другие.

Итак, допустим, исходя из своих требований Вы «положили глаз» на несколько моделей катушек, и встает вопрос: « Какую же все-таки катушку взять?». И тут на помощь Вам может прийти Интернет, благо, что он сейчас доступен везде. Чем он может помочь? А все просто – идем на рыболовные форумы и читаем отзывы конкретных владельцев катушек. Конечно же, информацию, полученную из таких отзывов, следует «фильтровать», так как пословицу: « Каждый кулик свое болото хвалит» - никто не отменял! Читаем, фильтруем, думаем и делаем правильный выбор!

Надеемся, что информация, изложенная в статье, поможет Вам сделать правильный выбор! Однако, необходимо помнить, что катушка будет служить долго и надежно только при условии правильной эксплуатации. Даже самую дорогую катушку можно убить за несколько рыбалок, поэтому не нужно пренебрегать правилами эксплуатации! Но это уже другая тема.


Количество показов: 79186

Одним из самых распространенных элементов электрических схем является индуктивность. Это в общем случае катушка с проводом с вставленным в нее ферромагнитным сердечником или без него. Рассмотрим применения свойств катушки индуктивности в различных областях техники.

Индуктивность применяется в различных приборах в радиотехнике, электротехнике, технике связи, электронике, автоматике и многих других областях.

Это трансформаторы, различные электрические фильтры, электромагнитные реле, преобразователи электрической энергии и т.д.

Если конденсатор – это накопитель электрической энергии (заряда), то индуктивность – это накопитель электромагнитной энергии.

Самое простое применение катушки с проводом – это электромагнит.


При прохождении электрического тока по проводу, вокруг него образуется постоянное магнитное поле. Чем больше витков в катушке и чем больше электрический ток, проходящий через нее, тем больше магнитный поток пронизывающий витки катушки.
Для увеличения силы притяжения электромагнита в катушку вводят ферромагнитный (стальной) сердечник.
Свойство катушки с проводом образовывать магнитное поле, используется в мощных электромагнитах, во всевозможных электромеханических реле, электрических двигателях и генераторах и т.д.

Катушка индуктивности — фильтр

Катушка индуктивности имеет минимальное сопротивление для прохождения постоянного электрического тока, но для переменного тока имеет большое сопротивление.

Это свойство индуктивности используется для разделения цепей переменного и постоянного токов.
В технике электросвязи и радиосвязи используется множество различных фильтров нижних и верхних частот, схем дистанционного питания и т.д.
Катушка с ферромагнитным стальным сердечником используется в фильтрах блоков питания сетевых выпрямителей для сглаживания пульсаций переменного тока.

Катушка с проводом источник Э.Д.С.

При воздействии на катушку переменного магнитного поля в ней образуется переменный электрический ток.
Это свойство катушки индуктивности используется в электрических генераторах постоянного и переменного тока.
В них идет преобразование механической энергии в электрическую энергию.

Дизель-генераторные электростанции используют энергию сгорания дизельного топлива;

Тепловые электростанции
– ТЭЦ используют энергию газа, угля, и др.;

Гидроэлектростанции – ГЭС используют энергию падающей воды;
Атомные электростанции — АЭС используют энергию деления атомного ядра.
Во всех циклах преобразования энергии конечным элементом является электрический генератор одно или трех — фазного переменного тока.

Катушка индуктивности — трансформатор.

При протекании переменного тока через катушку вокруг нее образуется переменное магнитное поле, которое в свою очередь воздействует на соседнюю катушку (обмотку) и создает в ней переменный электрический ток.
Трансформаторы тока – напряжения используются для преобразования переменного электрического напряжения и тока одной величины в напряжение и ток другой величины.
Трансформаторы служат также для согласования сопротивления нагрузки с внутренним сопротивлением источника (генератора) электрической энергии.
Трансформаторы используются во всех областях электротехники, радиотехники, электросвязи, автоматики и т.д.

Катушка индуктивности — элемент колебательного контура.

Если объединить свойства конденсатора и индуктивности, то можно создать электромагнитный контур для получения синусоидальных колебаний переменного тока. В этом контуре заряд, накопленный в конденсаторе, передается в катушку и преобразуется в магнитное поле. Магнитное поле в свою очередь, наводит ЭДС самоиндукции в катушке, которая и заряжает конденсатор. Процесс этот повторяется многократно, постепенно затухая из-за потерь в контуре.
Колебательные контуры бывают двух видов — параллельный и последовательный.
Колебательные контуры используются для получения незатухающих колебаний синусоидальной формы низкой – НЧ, высокой ВЧ и сверхвысокой СВЧ частот.
Электросвязь, радиотехника, автоматика, космическая связь – перечень применения колебательного контура в технике безграничен.