Бельгийский тяжеловоз брабансон. Брабансон (Бельгийский тяжеловоз, Фландерская лошадь)

Брабансон (Бельгийский тяжеловоз, Фландерская лошадь) Brabant, Belgian horse Брабансон (Brabant, Belgian horse, Бельгийский тяжеловоз) – одна из известнейших и древнейших европейских пород-тяжеловозов, известная в Средние века как «Фландерская лошадь». Брабансона использовали для селекции таких европейских холоднокровных пород, как: Суффольк (Suffolk Punch), Шайр (Shire), а также, предположительно, для улучшения ростовых качеств Ирландского тяжеловоза (Irish draft). Считается, что порода Брабансон изначально произошла от местных бельгийских пород, отличавшихся небольшим ростом: они были до 140 сантиметров в холке, но отличались выносливостью, подвижностью и крепким костяком. В Средние века Брабансон использовался в рыцарской коннице для тяжеловооруженных всадников. Главным регионом разведения породы была бельгийская провинция Брабант (Brabant), от чьего названия и пошло уже название породы, однако важно отметить, что бельгийская лошадь также разводилась и во Фландрии. Благодаря своей выносливости и трудолюбию, Брабансоны, несмотря на использование в качестве кавалерийской лошади, все равно оставались преимущественно ломовой, тягловой породой. С конца XIX века порода разделилась на три главные линии, существующие и по сей день, отличающиеся друг от друга и по экстерьеру, и по происхождению. Первая линия - Gros de la Dendre, была основа жеребцом Оранжем I (Orange I), лошади этой линии отличаются могучим телосложением, гнедой мастью. Вторая линия - Greys of Hainault, была основана жеребцом Байярдом (Bayard), и известна своими чалыми, серыми, булаными и рыжими лошадьми. Третья линия - Collosses de la Mehaigne, была основана гнедым жеребцом, Жаном I (Jean I), и лошади, пошедшие от него, славятся чрезвычайной выносливостью, силой и необычной крепостью ног. Как раз в конце XIX века и возрос спор на эту породу. Это произошло после нескольких успешных побед Бельгийских тяжеловозов на крупных международных состязаниях. Сын Оранжа I, жеребец Бриллиант (Brilliant), завоевал победу в 1878 году на международном чемпионате в Париже, а также блистал следующие несколько лет в Лилле, Лондоне, Ганновере. А внук основателя линии Gros de la Dendre, жеребец Реве Д"Орм (Reve d"Or), стал в 1900 году чемпионом мира, а еще один представитель этой линии – суперчемпионом. Кстати, одна из самых тяжелых лошадей в мире относится как раз к породе Брабансон – это Бруклин Суприм (Brooklyn Supreme) из города Огден (Ogden), штат Айова (the State of Iowa) - гнедо-чалый жеребец, чей вес составлял 1440 килограмма, а высота в холке достигала почти двух метров - 198 сантиметров. Кроме того, в этом же штате, в начале XX века, был продан за рекордную сумму еще один Брабансон – семилетий жеребец Балагур (Farceur). Его продали за 47 500 долларов на аукционе. Сегодня Бельгийских тяжеловозов разводят не только на исторической родине, но и в США. Современный Брабансон - это крепкая, высокая и сильная лошадь. Высота в холке в среднем составляет 160-170 сантиметров, однако встречаются и лошади с ростом от 180 сантиметров – и выше. Средний вес лошади этой породы составляет от 800 до 1000 килограмм. У Брабансонов большая голова, выглядящая из-за могучего корпуса аккуратной, даже изящной. Корпус компактный, с широкими плечами и массивной грудью. Сильные и массивные конечности у бельгийских тяжеловозов еще и достаточно длинные, отчего эта порода похожа на тяжеловозов меньше, чем другие лошади подобных пород

Тяжеловозы - лошади, отличающиеся мускулистым телом, мощной шеей и ногами. Их призванием является перевозка тяжёлых грузов, а трудолюбие и выносливость этих животных успешно используются в сельском хозяйстве. Одной из таких пород является брабансонская, получившая широкое распространение на территории Бельгии. Об особенностях этих лошадей, их характере, сфере применения и правилах ухода мы поговорим далее в нашей статье.

Историческая справка

В средневековой Европе тяжеловозные лошади использовались преимущественно в качестве рыцарских коней. А всё благодаря тому, что только такие мощные и сильные животные могли выдержать груз человеческого тела, облачённого в рыцарские доспехи и вооружённого тяжёлым оружием.

Такие кони были неспособны быстро и ловко скакать, они также не отличались выносливостью. Учёные утверждают, что в европейских странах самыми распространёнными породами тяжеловозов были брабансоны, шайры, першероны, клейдесдаль.

Множественные военные конфликты, проходившие на территории современной Бельгии, стали причиной появления различных иностранных пород, к которым относят фламандские и арденские. Селекционные работы бельгийских специалистов привели к появлению верховой лошади лесного типа, которая в дальнейшем получила название брабансон.

Такое название не стало случайным, ведь центром разведения этих лесных коней в XIX веке стала небольшая провинция Брабант. Представителей этой породы часто называют также бельгийскими тяжеловозами.

Брабансоны, в результате селекционных работ, получили отличительную характеристику - желание выживать. За чистотой породы очень строго следили, кастрируя слабых жеребцов и эксплуатируя беременных кобыл, чтобы потомство боролось за жизнь и было выносливым.

По окончании рыцарских времён необходимость в тяжеловозах стала существенно меньше, и селекционеры решили, что появилась необходимость облегчить породу, скрестив брабансонов с рысаками.

Описание и отличительные черты

Кони породы брабансон отличаются своей мощью и силой. Они коренасты, имеют объёмный корпус с короткой шеей и невысокими мощными конечностями. Высота среднего представителя породы - 168–173 см, что является невысоким ростом для тяжеловозов, которые могут достигать 190–200 см в холке.
Лошади имеют хорошую мускулатуру, массивный костяк. Вес таких тяжеловозов может составлять 800–1000 кг.

Окрас представителей брабансон чаще всего рыже-чалый с конечностями чёрного цвета, также встречаются кони соловые и рыжие, реже можно увидеть серых, гнедых и саврасых лошадей.

В конце XIX века породу разделили на 3 линии в соответствии с их внешним видом и происхождением:

  1. Первая - Gros de la Dendre, родоначальником был конь Оранж Первый, обладавший гнедым окрасом и могучим обликом.
  2. Вторая - Greys of Hainault, представителем которой был Байярд - конь, от которого берут свои корни рыжие, серые, чалые и буланые тяжеловозы.
  3. Третья - Collosses de la Mwhaigne, основателем линии стал конь Жан Первый. К этой группе относят самых мощных и сильных лошадей с очень крепкими ногами.

Знаете ли вы? Несмотря на разнообразие мастей брабансонов, встретить вороную или серую лошадь крайне тяжело.

Внешние особенности

Главной отличительной чертой брабансонов являются их сухие ноги, что подразумевает широкие пясти, сухопарые сухожилия с хорошей плотностью, хороший угол сгиба у скакательных суставов и отличный мускулистый верх. Рог копыт имеет светлый окрас, а сами они крупные, округлые и слегка приплюснутые.
Исключительно благодаря такому сочетанию характеристик, лошади этой породы могут быть столь мощными и выносливыми, переносить большие физические нагрузки.

Брабансонов можно легко узнать среди других лошадей благодаря следующим внешним особенностям:

  1. Голова. Она довольно вытянута, но при этом имеет небольшой размер. Если смотреть на тяжеловоза в профиль, кажется, что его лоб немного приплюснут, поскольку он широкий и прямой. У брабансона огромные и глубокие глаза, пухлые губы, широкие ноздри и прямые уши.
  2. Шея. Она очень мощная, широкая и короткая. Имеет небольшой изгиб и хорошо поставлена.
  3. Туловище. Могучее тело коня выглядит массивно, особенно его передняя часть. Брюхо брабансонов глубокое с округлыми рёбрами.
  4. Спина короткая без провислости.
  5. Ноги. Значительно выделяют эту породу лошадей среди других именно сухие конечности. Скакательный сустав довольно велик, если сравнивать с размером средней лошади, около 52 см в объёме, в то время как обхват запястья составляет 41 см. Внешне брабансонов легко отличить благодаря тому, что на путовых суставах и бабках ног имеются густые «чёлки». У них, как и у большинства тяжеловозов, короткие, но мощные ноги, обладающие широкой и крепкой артикуляцией.
  6. Высота в холке. Эта порода имеет средний, как для тяжеловоза, рост: около 168–173 см, во многом благодаря коротким ногам.
  7. Масть. Большинство скакунов имеют рыже-чалую, гнедую, саврасую, бурую окраску.
  8. Вес. Средний конь этой породы весит почти тонну: от 800 до 1000 кг.

Знаете ли вы? Бельгийский тяжеловоз Бруклин Суприм из города Огден американского штата Айова стал самым тяжёлым конём в мире. Рекордный вес был зафиксирован на отметке 1440 кг при 198 см в холке.

Характер

Брабансоны, несмотря на свой мощный вид, обладают очень спокойным и мягким характером. Как правило, они очень трудолюбивы и покорны. В современной жизни их часто используют в качестве помощников во время лесозаготовки, а управляют ими лишь при помощи устных команд, которым они хорошо подчиняются.
Эти лошадки очень умны и понимают, что от них требует хозяин, дружелюбно относятся к нему, за что нередко получают прозвище «дочка» или «сынок».

Представители данной породы неприхотливы к корму, им не требуются особые условия по уходу, они редко болеют.

Плюсы и минусы

Преимуществами породы брабансон являются:

  • хорошая выносливость, работоспособность и трудолюбие;
  • скороспелость: выездка жеребят начинается с 20-месячного возраста, а достигнув двух лет, лошадь уже может выполнять тяжёлую работу;
  • большая продолжительность жизни;
  • продолжительная племенная служба до 22 лет у жеребцов;
  • покладистый и дружелюбный характер.

К недостаткам породы можно отнести только небольшую скорость скакуна.

Знаете ли вы? Бельгийские тяжеловозы использовались не только для перевозки грузов, но и активно участвовали в международных выставках, завоёвывая первые места. К примеру, в 1878 году жеребец Бриллиант стал лучшим на международном чемпионате в Париже, являясь при этом прямым наследником Оранжа Первого. А в начале XX века конь Балагур был продан в США на одном из аукционов за рекордную сумму - более 47 тыс. долларов.

Сфера применения

В современном мире брабансоны имеют большую востребованность в сельскохозяйственной отрасли, причём существует тенденция к увеличению поголовья.
Этих лошадей используют на фермах и в больших городах Бельгии. Они также эффективно используются для работ на поле в России, Бельгии и США, несмотря на наличие современной техники.

Брабансонов можно встретить и при работах на лесозаготовке и лесопилке - там, где неудобно и неэффективно использовать технику. Они трудятся в Голландии, Северной Германии, Бельгии и Франции.

Брабансоны также активно используются для улучшения качеств других пород, для чего их скрещивают, к примеру, с беспородными кобылами и в результате получают хороших рабочих лошадок. Имеются также данные о том, что бельгийский тяжеловоз принимал участие в выведении таких европейских холоднокровных пород, как шайр и суффольк.

Знаете ли вы? Лошади обладают уникальным зрением. Они могут видеть предметы вокруг себя практически на 360 °, однако из-за того, что глаза у них расположены сбоку, им приходится поворачивать морду, если предмет находится ближе, чем 4 м, чтобы лучше его рассмотреть. Вблизи лошадь может чётко распознать мимику своего хозяина и его жесты.

Правила ухода и кормления лошадей

Взглянув на мощного бельгийского красавца, можно подумать, что он очень требователен в уходе и питании, однако это не так.
Следует отметить такие ключевые моменты, которые необходимо знать о содержании и кормлении лошадей породы брабансон:

  • жеребята с возраста 35–40 дней приучаются к дроблёному овсу и отрубям;
  • кони этой породы неприхотливы в питании;
  • выпас на полях с богатой растительностью исключает необходимость в подкормке концентрированными кормами;
  • могут содержаться в обычной конюшне, размер которой составляет 4х4 м;
  • этим лошадям требуется территория для свободного выпаса рядом с конюшней;
  • помещение, где живёт тяжеловоз этой породы, должно хорошо проветриваться и в нём должна проводиться регулярная уборка;
  • брабансоны могут хорошо переносить различные природные явления, в частности, морозы, благодаря толстой мышечной прослойке, густой гриве и шерсти на ногах.

Несмотря на то что пик популярности и востребованности лошадей породы брабансон был ещё во времена Средневековья, когда тяжеловозы были крайне необходимы для перевоза рыцарей с доспехами, современных представителей данной породы всё же можно встретить на фермах и лесных производствах, где они активно помогают человеку.
Благодаря своей силе, неприхотливости и доброму нраву эти лошадки становятся надёжными помощниками своим хозяевам.

Необыкновенно популярная порода Брабансон по праву заслужила любовь заводчиков лошадей по всему миру. Несмотря на то, что эти кони относятся к тяжеловозам, они обладают привлекательным экстерьером и покладистым характером - идеальный образец силы и доброты.

В русском варианте написания можно встретить как название Брабансон, так и Брабант. Обе версии являются правильными и указывают на одну породу - бельгийскую рабочую тяжеловозную лошадь.

Как появились

В древности, во времена рыцарей и кровавых битв на мечах, были распространены бельгийские лошади, которые замечательно подходили для описанного периода. Компактные (до 140 см в холке), но выносливые, с крепким костяком и подвижными суставами, они с легкостью выносили на себе вес человека, облаченного в доспехи и орудующего мечом. В Средние века таких лошадей называли «фландерскими». Полагают, что благодаря им и появился Брабансон.

Брабант, уютная провинция в Бельгии, стала центром разведения этой породы в XIX веке, поэтому за ней и закрепилось столь интересное название.

Долгое время разводчики, проводя близкородственное скрещивание и строжайший отбор, доводили породу до совершенства.

Использование

Брабансон использовался не только как кавалерийский скакун. Трудолюбие и выносливость животного не могли не применять и в сельском хозяйстве для работы на земле. Несмотря на то, что сегодня с пахотой легко справляются трактора и прочая агротехника, в родной Бельгии кони до сих пор остаются востребованными. На полях в России и США также предпочитают применять Брабансонов.

Подходят эти лошадки и для выпаса скота, и для непрофессиональной верховой езды.

Во Франции, Бельгии, Голландии и некоторых районах Северной Германии питомцев по сей день используют на лесопилках. Для этого их обучают не один год.

В селекции бельгийский тяжеловоз также сыграл очень важную роль. Его использовали при выведении пород Суффольк и Шайр, знаменитых холоднокровных европейских коней. Предполагается, что благодаря ему были улучшены некоторые качества других тяжеловозов: Ирландского, Суффолк-панч, Клейдесдаль и др.

Описание

В росте Брабансон достигает 160-170 см, но встречаются особи и по 180 см, иногда даже выше. При столь солидном росте и вес будет приличным: 800-1000 кг.

В общих чертах Брабансон - это коренастая лошадь с короткой шеей, невысокими конечностями, мощным и объемным корпусом, крепкими плечами. Но в последнем десятилетии XIX века порода Брабансон была разделена на три линии:

  • Gros de la Dendre - первая линия;
  • Greys of Hainault - вторая линия;
  • Collosses de la Mwhaigne - третья линия.

Все они отличаются по внешнему виду, а также по происхождению. Жеребец по кличке Оранж Первый стал родоначальником для первой линии лошадей. Они выделяются могучим внешним видом и имеют гнедой окрас.

Жеребец Байярд - основатель второй линии. Такие лошади выделяются рыжим, серым, чалым (встречается чаще остальных) и буланым (редко) окрасом.

Жан Первый стал жеребцом, от которого пошла третья линия - самая выносливая и сильная, с невероятно крепкими ногами.

Особенности

Одной из главных особенностей, выделяющих бельгийских тяжеловозов, являются их сухие ноги: широкие пясти, мускулистый верх, толстые скакательные суставы, отличный угол сгиба, сухопарые, плотные сухожилья. Слегка плоские круглые и большие копыта, светлый рог. Именно их конечности позволяют животным выносить огромные физические нагрузки.

Путовые суставы и бабки ног украшены густыми «челками».

Голова у них заметно вытянутая, небольшая, но выразительная. Лоб широкий и прямой, в профиле иногда чуть приплюснутый. Глаза не очень большие, но красивые, ноздри широкие, уши прямые, губы «пышные».

Сильная шея имеет дугообразный изгиб, прекрасно поставлена. Брюхо глубокое с округлыми ребрами.

Среди широкого многообразия мастей, вороную и серую масть встретить тяжело.

Может показаться, что такую сильную и выносливую лошадку будет непросто содержать. Однако этот тяжеловоз не слишком прихотлив в этом плане.

Первым его плюсом является то, что Брабансон легко идет на контакт с человеком. Следующим положительным качеством будет его непривередливость в питании и способность переносить разные изменения в погоде. Морозы питомцам не страшны, ведь их согревает толстая мышечная прослойка, густая грива с хвостом и «щетки» на конечностях.

Да и в сравнении с рысаками или с теплокровными лошадками Брабансон ниже в цене.

Факты о Брабансонах

Нрав

Как уже было подмечено, Брабансон - конь со спокойным характером, необычайно трудолюбивый, покорный и кроткий, за что его и ценят фермеры в Бельгии, Северной Америке и т.д.

Лесозаготовщики, например, управляют животными только при помощи устных команд, а внимательная и умная лошадь все понимает.

Кстати, те же работники, занимающиеся заготовками леса, настолько привязываются к своим четвероногим помощникам, что повсеместно называют их дочками и сыночками. Такое вот дружелюбное животное.

Размножение и потомство

Бельгийская лошадь издавна не была приучена к нежностям. Так, кобыла, едва давшая жизнь маленькому жеребенку, может быть отправлена на следующую случку уже на 9-й день. В 80% случаев покрытая кобыла приносит потомство.

Своего детеныша она кормит до 3-6 месяцев (другие породы - 10-12 месяцев). Частоту кормления молоком сокращают уже на 35 день, добавляя в пищу малышам дробленый овес, отруби и др., затем они уже сами пасутся на лугах.

Если становится понятно, что жеребенок не годится для племенных целей, его кастрируют в годовалом возрасте.

Кстати, Брабансон – необычайно скороспелая порода. Первые выездки молодняка осуществляют с 20 месяца жизни, а к работе их привлекают с 2 лет (другие тяжеловозные виды - с 3 лет).

Конь годен для племенной службы в течение 22 лет и даже дольше. За 5-8 случных периодов один самец покрывает по 120-150 самок. Если сводить их с крестьянскими простыми кобылами, то стойко наблюдается наследование потомством исключительных качеств тяжеловоза: выведенная лошадка получается сильной, сбитой и отлично сложенной.

Достижения

Конь Бруклин Суприм (Огден, штат Айова, США) из Брабансонов - один из самых тяжелых в мире. Его вес был зафиксирован на отметке 1440 кг при росте в 198 см.

В ХХ веке на одном из аукционов лошадь этой же породы, жеребец Балагур, была продана за 47500$, что стало рекордной суммой. Кстати, событие имело место также в штате Айова США.

Бельгийским тяжеловозам принадлежит еще ряд побед на крупнейших состязаниях международного уровня конца XIX века, что, несомненно, послужило росту спроса на них. Это и победа в 1878 году жеребца Бриллианта (сына Оранжа Первого) на международном чемпионате, который был проведен в Париже. Плюс чемпионство жеребца Реве Д’Орм из линии Gros de la Dendre, и титул суперчемпиона у жеребца из этой же линии.

В ХХ веке порода продолжила завоевывать первые призы (национальные выставки и т.д.).

Среди всего разнообразия пород лошадей, которое преподнесли ученые селекционеры миру наиболее выносливыми, красивыми и пригодными для любого вида работ считаются бельгийские породы лошадей, к которым относятся, прежде всего, бельгийские тяжеловозные и бельгийские теплокровные лошади.

Бельгийские тяжеловозные породы лошадей предназначены для работы. Тяжеловозная лошадь способна переносить, а также волочить грузы в несколько тон, потому применима в труднодоступных для обычного машинного транспорта местах. Бельгийский тяжеловоз, который также называется брабансоном обычно имеет следующие параметры веса, роста, масти и характера:

1. Масть лошади чалая, но есть лошади даже гнедой, рыжей, буланой, серой и соловой мастей;

2. Цвет шкуры обычно однотонный, но у чалых, соловых и буланых лошадей на ногах возможно появление белых чулок;

3. Голова среднего размера, слегка приплюснута, лоб широкий, морда продолговатая, выдает признаки породы;

4. Ганаши мускулисты и выступают хорошо вперед;

5. Уши у лошади небольшие, обычно расстояние между ними достаточно большое;

6. Глаза животного маленькие, но очень выразительные, по ним легко понять, насколько умна лошадь этой породы;

7. Губы толстые, ноздри широко расставлены;

8. Лошадь имеет коротковатую, дугообразную, расширяющуюся к основанию шею;

9. Спина животного очень мощная и мускулистая с низкой и широкой холкой, высота в холке может достигать 1.72 метров;

10. Грудь также как и спина достаточно массивная, широкая, круп большой и округлый;

11. Ноги лошади короткие, но очень крепкие и выносливые, хорошо видны мускулы, бабки, также как и путовые суставы покрыты шерстью;

12. Копыта широкие, имеют круглую форму, слегка плосковатые, роговая кость светлая и недостаточно крепкая, скорее хрупкая;

13. Лошади очень спокойные и хорошо идут в упряжке.

Бельгийский тяжеловоз известен со Средних веков, тогда эта порода называлась Фламандской и использовалась в основном крестьянами на тяжелых строительных работах.

В отличие от тяжеловоза, бельгийская теплокровная лошадь, которая появилась совсем недавно где-то в середине прошлого века, используется исключительно для спортивных целей и на сегодняшний день считается одной из лучших пород лошадей в этой области.

Вывели эту породу в результате многократного скрещивания простых сельскохозяйственных лошадей местного происхождения с лошадьми пород гелдерландер, гольштанской, английской чистокровной лошадью, англоарабской породы, а также голландской лошадью. Как результат – лошадь идеально подходящая для всех видов конного спорта, будь-то скачки, или же поло на траве. Бельгийские теплокровные лошади обладают таким преимуществом перед остальными животными, как сочетание большой силы и выносливости с легкостью и способностью преодолевать большие дистанции за короткое время. Чистопородной лошади присущи следующие характеристики:

1. Масть гнедая, но возможен и любой другой сплошной окрас шкуры;

2. Голова лошади благородная, с красивыми чувствительными ушами;

3. Шей мускулистая, грудь широкая, плечи косые, что обеспечивает легкость движений;

4. Круп большой мускулистый, спина маленькая;

5. Ноги высокие, роговая часть копыт твердая;

6. Высота в холке – 1.65 метров.

Описанные породы лошадей считаются национальным богатством Бельгии, поскольку нигде в мире им нет замены, или аналога, особенно ценятся бельгийские теплокровные скакуны, ценность которых можно приравнять к ценности арабских жеребцов в прошлые века.

Брабансоны - это одна из крупных шаговых пород лошадей. Отдельные лошади этой породы достигают 175-176 сантиметров в холке и 1 000-1 200 килограммов живого веса. Эти лошади наиболее приспособлены к работе по перевозке грузов шагом и к тяжелым сельскохозяйственным работам.

Создание такой массивной лошади вызвано было потребностью преимущественно крупных городов в мощной транспортной лошади, а также сельского хозяйства, нуждавшегося в такой лошади в связи с усложнением агротехники (как введение травопольных севооборотов, применение сложных машин и орудий т. д.) и интенсификации хозяйства вообще. Брабансоны - это прежде всего продукт интенсивного хозяйства.

Выведена эта порода в Бельгии путем массового отбора жеребцов для использования в случке и целой системы поощрительных мероприятий, как выставки, премирование лучших производителей и их широкое использование и т. п. Существенно также и то, что брабансонский молодняк воспитывался на обильных рационах, состоящих из концентратов, корнеплодов, и пользовался тучными пастбищами. Приданию однотипичности этой породе содействовало то, что со второй половины прошлого века здесь получили очень широкое распространение несколько линий, высоко оцененных на выставках. Среди них первое место занимает линия Оранжа I - Юпитера. Таким образом, бельгийские тяжеловозы являются самыми, пожалуй, «чистокровными», т. е. не имеют примеси крови других пород, как это можно наблюдать у большинства остальных пород.

По общему виду брабансоны являются массивными, коротконогими и толстоногими животными с бочкообразным туловищем и пашной мускулатурой. Голова у них тяжелая, большая, широколобая; шея короткая, толстая; холка широкая, невысокая; спина несколько мягковатая, но широкая; поясница недлинная, мускулистая; круп, как правило, широкий, раздвоенный и умеренно свислый, что не считается пороком при длинном и мускулистом заде. Ноги костистые, короткие, копыта большие и часто с, мягким рогом. Нередко можно наблюдать так называемую «косолапость» (зацепы внутрь), что в известной мере связано с широкой грудью и является как бы механическим приспособлением организма к большей устойчивости. Встречаются также запавшее запястье, ()-обзазность, иксообразность и саблистость задних ног. Неудовлетворительность движений брабансонов и часто тяжелое дыхание является одним из существенных их недостатков. Масти чаще встречаются рыжая, гнедая и чалая. Серых и вороных почти не имеется.

Оброслость у брабансонов небольшая. Так, грива и чёлка чаще короткая; хвост хотя и длинный, но не густой; щетки на ногах небольшие. Темперамент чаще спокойный.

По скороспелости брабансоны стоят на одном из первых мест. Так, по данным Д. М. Лебедева, анергия роста по всем промерам у брабансонов выше, чем у рысаков, а к 2 годам они выглядят уже взрослыми животными. Плодовитость брабансонов сейчас явно недостаточна. Так, по Д. М. Лебедеву, за период с 1927 по 1937 г. брабансонскпе кобылы дали всего 66,2 процента зажеребления, в то время как рысак - 73,4 процента. Следовательно, задачей зоотехников, работающих с этой породой, является повышение их плодовитости. Возможности к этому, конечно, имеются. Так, в породе есть отдельные генеалогические группы, которые за этот же период дали 80 процентов зажереблеипя (Флатер-де-Сен-Жертрюд), 83,3 процента (Сюперб-дю-Жерон) и 100 процентов, как кобылы от Брабансона-де-Шенуа (по Д. М. Лебедеву), Следовательно, низкая плодовитость не является какой-то непреодолимой преградой. Отбор, подбор, высокая техника проведения случки и содержания конского поголовья с успехом эту преграду ликвидируют.

Племенная работа с брабансонской породой в ряде стран, в том числе и у нас, велась в пределах небольшого количества мужских линий. Так, у нас в основном было две старых линии: Энди-жен-дю-Фосто и Жерфо II, из которых, естественно, выделили несколько новых линий, причем некоторые из них были созданы в СССР. Дадим краткую характеристику главнейшим из линий, которые имеют значение в нашем коннозаводстве.

Линия Клерона-Реми . Представители этой линии, как правило, некрупные, удлиненные лошади, чрезвычайно сухие и имеют хорошие движения; у некоторых из них не отмечается особо развитой груди и костистости. Полноценных мужских продолжателей в этой линии нет, кобылы же довольно высокого качества.

Линия Льоца . У нас была представлена жеребцом Эхо. Дочери его крупны, но недостаточно костисты, имеют ряд дефектов сложения, как свислый круп, саблистость. В Мордовской ГЗК имеются два очень ценных жеребца этой линии: это Альсион-де — Пети-Шассар и Жюлио-де-Брэн. Особенно выделяется первый из них высоким качеством своего потомства в Мордовском ГПР.

Линия Аршидюка-Изумруда . Это лошади среднего роста, сухие, отличающиеся хорошим здоровьем. Корпус у них развит хорошо. Представлена линия у нас преимущественно через детей Изумруда, сына Ноэля.

Линия Боже . В старой линии Эндижена-дю-Фосто у нас выделилась самостоятельная линия жеребца Боже. Как правило, это крупные, массивные, но несколько серые лошади с неудовлетворительными движениями и довольно требовательные к условиям воспитания.

Старая линия Эндижена-дю-Фосто у нас имеет значение через Грииьго, Полэн-де-Вер, Сюперб-дю-Жерон, Ляфлер-де-Коикеран, Эндиго-де-Бель-вю, Эндижен-д’ Ультр и Эндижен-де-Лаваль.

Линия Жерфо II . Старая линия Жерфо II представлена у нас главным образом через 2 жеребцов: 1) Брабансон-де-Шенуа и 2) Флатер-де-Ст. Жертрюд. Потомство первого некрупно и недостаточно костисто, потомство же второго занимает одно из первых: мест по крупности и формату, но также недостаточно костисто.

Меньшее значение для нашего коннозаводства имеют такие линии, как Жана I и др.

Работоспособность брабансонов довольно высокая: так, на специальных испытаниях в Москве на ипподроме жеребец Лин-Орук, 1936 г., от Рулона и Львицы, в возрасте 2 1 / 2 лет вывез 7 550 килограммов при тяговом усилии 354 килограмма и показал скорость на шагу 8 минут 36 4 / 8 секунды на 1 километр, а на рыси - 2 минуты 46 секунд на 1 километр.

В метизации брабансоны, при удовлетворительных условиях воспитания молодняка, в первом поколении от простых кобыл в районах средней полосы Союза ССР дают крупных и сильных лошадей. Во втором поколении (т. е. 3 / 4 -кровные метисы), при достаточно обильном кормлении концентратами, сочными кормами и при хорошем уходе, по калибру и общему типу очень близки к чистопородным брабансонам. Если же условия воспитания неблагоприятны (плохое кормление, холодное и грязное помещение и т. п.), то качество метисов и первой и второй генераций получается низкое.

Основной недостаток в разведении брабансонов в наших заводах и коневодческих фермах - это неудовлетворительное воспитание молодняка. В частности, молодняк мало получает концентратов, набор которых, кроме того, однообразен: ему почти не дается жмых, отруби, различные зерна, богатые белком; молодняк часто не пользуется хорошим пастбищем, зеленой подкормкой и пр. Все это в значительной мере делает оценку линий и приплода отдельных производителей ориентировочной, и если и достоверной, то только для этих малоудовлетворительных условий.

Разводят брабансонов у нас несколько конных заводов и государственных племенных рассадников, причем расположены они преимущественно в северной части черноземной полосы и южной средней полосы СССР.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .