Сборник физминуток, зарядки и подвижных игр для перемен. Начинаем всё опять! Скачет козлик по дорожке

Дарящий должен максимально подробно, хотя и без слов, описать свой подарок: тяжелый он или легкий, большой или маленький, какой он формы, как упакован и т. д.

Упражнение может проводиться в нескольких модификациях.

1. Каждый из членов группы выходит перед группой(важно, чтобы его видели все и он

видел всех, поэтому круговое расположение участников группы в данном случ неэффективно; лучше разместиться полукольцом или шеренгой) и дарит подарок всем сразу.

2. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа. Тот невербально или коротким эмоциональным возгласом благодарит его, после чего дарит уже другой подарок своему соседу справа.

3. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа, а тот должен показать, что он

Если тренер сочтет нужным, он может уточнить у участников, что за подарок они передавали и правильно ли адресат подарка понял, что именно ему было презентовано.

«ХЭЛЛО, БОНЖУР, ЗДОРОВЕНЬКИ БУЛЫ»

Чтобы групповое приветствие по утрам было веселым и бодрым и задавало«карнавальное» настроение (если того требует программа дня), можно использовать слова приветствия на различных языках.

Каждый из участников должен поприветствовать своих соседей справа и слева на каком-либо иностранном языке (good morning, guten Morgen, bonjour и др.).

Как вариант: члены группы в свободном режиме бродят по аудитории, здороваясь друг с другом за руку и произнося свое приветствие.

Клаус Фопель предлагает тренеру заранее под-готовиться к этому и запастись карточками с на-писанными на них приветствиями, чтобы участники могли вытянуть одну из карточек и воспользоваться подсказкой.

США, Великобритания: «Good morning»; «Hi».

Италия: «Воn giorno».

Испания: «Buenos dias».

Франция: «Bonjour».

Эстония: «Теге».

Литва: «Labas ritas».

Израиль: «Shalom».

Гавайи: «Aloha».

Индия: «Namaste».

«ПРИВЕТСТВИЕ БЕЗ СЛОВ»

Каждый из участников должен поздороваться с груп, продемонстрировавой какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие(помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное(пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических: групп пионерский салют, японский поклон и.дрОстальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке- по мере готовности или путем передачи мяча.

Для тренера это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.

«ПРИВЕТСТВИЯ ХОРОМ»

Для этого упражнения можно воспользоваться одним из описанных выше сценарие вербального или невербального приветствия. Разница будет лишь в том, что озвучивать приветствие или демонстрировать приветственный жест будет не один человек, а пара или тройка.

Эти малые группы можно образовать по территориальному принципу, объединив занявших соседние стулья, либо сформировать группы из тех, кто меньше всего общался в предыдущий день или вступал в какие-то конфликтные или антагонистические отношения, либо выбрать для объединения в группу тех, кого планируется задействовать в следующем упражнении (например, ролевой или деловой игре) именно в таком составе.

Группам можно дать десять-пятнадцать секунд на размышление, затем они по очереди приветствуют других своих коллег.

«ЕЖЕДНЕВНЫЙ РИТУАЛ»

Если тренинг продолжается более двух дней (особенно если эти дни идут не друг за другом, а с перерывами), имеет смысл придумать и использовать ритуал, который открывал бы каждый

новый тренинговый день. Тренер может предложить группе придумать такой ритуал

самостоятельно или предложить один из имеющихся у него вариантов. Это могут быть как слова - приветствие или речевка хором, последовательное проговаривание более развернутого текста, когда за каждым человеком закреплено конкретное,словотак и невербальное действие - например, рукопожатие каждого с каждым. Такие коллективные ритуалы повышают сплоченность группы и «якорят» рабочий настрой.

Возможно продумывание двух взаимосвязанных ритуалов - утреннего и вечернего, которые будут символическим началом и концом работы группы, открытием и закрытием (скажем, начало дня можно знаменовать раскрывающим движением рук- наподобие «проходите, гости дорогие», а конец дня - смыканием ладоней на манер восточного «спасибо» или западного «мы вместе»).

«СОВМЕСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ О БУДУЩЕМ ИЛИ БЫЛОМ»

Этот вариант приветствия представляет собой модификацию известного разминочного упражнения, когда участникам группы предлагается по кругу сочинять сказку: каждый поочередно вкладывается одной фразой, а сидящий справа должен развить мысль и фабулу в следующем предложении.

Для того чтобы связать это упражнение с темой тренинга, ведущему необходимо продумать задание. Это может быть рассказ о предыдущем дне: «Вчера мы делали то... А потом это... И добились таких результатов...» Или формулирование целей на день грядущий: «Сегодня мы станем более успешными... информированными... активными...» (тоже своего рода групповая аффирма-ция). Или более сюжетный рассказ, соотнесенный с проблематикой тренинга («Лебедь, рак и щука после тренинга командного взаимодействия»; «Вершки и корешки от лучших переговорщиков»; «Про ассертивного Крошку Енота» и др.).

«НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я...»

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я...» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью... И я никому не скажу!».

Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:

«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;

«Я очень рад тому, что я...»;

«Я готов горы свернуть, потому что...»;

«Мы все сегодня будем...».

Важно, чтобы фразы носили позитивный или шуточный характер; их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, грустных мыслей или чрезмерно глубокой рефлексии.

«РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО ДНЯ»

Для этого упражнения потребуются рецепты приготовления вкусных блюд. Тренер может подготовить карточки с рецептами самостоятельно или попросить участников захватить их из дома. Рецепты должны быть аппетитными и включать не меньше 7-8 ингредиентов.

Участники разбиваются на подгруппы по3- 4 человека, каждой из подгрупп методом жеребьевки достается один из рецептов.

Рецепт должен быть итогом коллективного творчества и устраивать всех членов подгруппы.

В состав рецепта может входить все что угодно. Клаус Фопель приводит в качестве примера такой рецепт: «Берем 20 интересных участников, килограмм обязательности, сто граммов опыта, обильно сдабриваем все это любознательностью, добавляем щепотку духа противоречия...»

На подготовку рецепта подгруппам дается 10 минут; после того как все рецепты будут сформулированы, они зачитываются всем участникам.

В ходе обсуждения игры тренер может сделать акцент на том, что какие-то «ингредиенты» повторялись у всех или у большинства групп(естественно, что «участники» как ингредиент не учитываются - они, скорее всего, будут у всех групп. А если вдруг не будут - это вполне

может стать предметом заинтересованного обсуждения). Или на пропорциях этих ингредиентов.

В конце дня можно вспомнить детали этой игры. Скажем, проанализировав, какой из рецептов оказался самым похожим на то, что реально происходило в группе. Или каким-то образом приготовить прямо на заключительном шеринге блюдо, напоминающее этот рецепт.

«ЗДРАВСТВУЙ, УВАЖАЕМЫЙ...»

Упражнение идеально подходит для второго дня тренинга. В процессе его выполнения участники имеют возможность еще раз повторить имена всех присутствующих, что бывает актуально в больших группах даже на второй-третий день. Также упражнение настраивает участников на командную работу, помогает сконцентрировать внимание на том, что происходит в группе.

Упражнение выполняется по кругу. Задача первого участника- поздороваться со своим соседом справа, сказав ему: «Здравствуй, уважаемый... (имя соседа)» и выполнив какое-либо

движение (жест). Следующий участник здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, с которым обратились к нему, и добавляет свой жест. Сложность задания заключается в том, что жесты не должны повторяться.

Это упражнение, так же как и предыдущее, хорошо проводить на второй день тренинга. Оно дает участникам возможность быстро включиться в тренинговую работу и получит дополнительную информацию друг о друге. Но предлагать его группе можно только тогда, когда тренер уверен, что все запомнили имена друг друга. Смысл этого упражнения теряется в том случае, если участники тренинга давно знакомы друг с другом. В многочисленных группах желательно разбивать участников на две команды.

Один участник отходит от всех остальных на некоторое расстояние и поворачивается к ним спиной. Участники в произвольном порядке задают добровольцу любые интересующие их вопросы, на которые тот должен ответить, но перед этим назвав имя участника, задавшего вопрос. То есть задача ведущего игрока - по голосу определить того, кто говорил, и ответить на его вопрос. Это сложнее сделать, если доброволец не знает, где кто находится, и не может ориентироваться по направлению звука.

«ЧТО НОВОГО?»

Это упражнение можно проводить в начале нового дня тренинга. Оно помогает настроиться на работу, вспомнить, что происходило в группе вчера, а также учит участников быть более внимательными друг к другу.

Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий просит всех в течение трех минут внимательно посмотреть друг на друга, обращая внимание на то, как выглядит сегодня тот или иной человек, в каком он настроении, как себя проявляет. Через три минуты участники должны, кидая мяч кому-либо из участников, сказать, что нового по сравнению со вчерашним днем они увидели в этом человеке. Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника.

После выполнения упражнения можно расспросить участников, насколько то, что они слышали, соответствовало их собственным ощущениям, переживаниям и т. д.

Как вариант можно просить участников, перекидывая мяч, повторять какую-нибудь фразу, которую произносил вчера участник.

Эта веселая разминка хорошо вписывается в тренинг командообразования. Она может использоваться в начале работы или после обеда и на тренингах других тематик, когда нужно создать атмосферу сотрудничества.

Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки. Тренер говорит, что сейчас он запустит волну, а участники должны будут передать ее по кругу. «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или

делает какое-то другое движение, например сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок. Задача каждого участника- максимально точно и быстро передать полученное движение дальше.

Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.

Это упражнение можно организовать и как командное соревнование. Участники делятся на две группы, каждая команда выстраивается в ряд и берется за руки. Все должны быть расположены так, чтобы ведущий мог взять за руку первого участника каждой команды.

Участники, находящиеся в противоположном от ведущего конце це, п ои его команде передают своему соседу определенное движение, тот передает его своему соседу и так дальше. Команда, в которой движение дошло до ведущего быстрее, получает очко за скорость. Также команды получают очки, если их движение во время пути не изменилось и дошло до ведущего таким же, каким было в начале. Перед тем как начать игру, ведущий должен раздать первым игрокам карточки, на которых написано, какие движения нужно передавать. Движения могут быть любыми, например: однократное сильное рукопожатие, двойное слабое пожатие руки и т. п.

«РАЗГОВОР РУКАМИ»

Эта разминка способствует установлению более

доверительных отношений

в, группе

помогает участникам преодолеть барьеры в общении, улучшает атмосферу на тренинге.

Для выполнения задания участникам необходимо образовать два, кругавнутренний

внешний, и встать лицом друг к другу. Число человек в каждом круге должно быть

одинаковым, чтобы все участники образовали

пары. Если в группе нечетное

участников, тренер принимает участие в упражнении.

Задача участников - пообщаться со своим партнером, используя только руки. Тренер задает тему для «разговора» и через две-три минуты просит круги сместиться относительно друг друга на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему. Через две-три минуты пары и тема снова меняются. Ведущий может предложить следующие ситуации, в которых происходит общение:

участники только что встретились и рады видеть друг друга;

участники ссорятся;

один выражает другому соболезнование по какому-либо поводу;

один участник обижен, а второй хочет с ним помириться;

один пытается поддержать, подбодрить второго.

После выполнения упражнения нужно обязательно обсудить с участниками, какие чувства возникали в процессе игры; на какие темы было легко общаться, на какие, наоборот, сложно; было ли проще самому передавать эмоцию или получать ее от партнера; с кем из участников было легче всего общаться.

«ПУТАНИЦА»

Данное упражнение сплачивает группу, но так как в нем предполагается довольно тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью.

Участники образуют тесный круг и протягивают вперед руки. По команде ведущего каждый должен взять за руки двух игроков, при этом желательно не браться за руки с теми, кто стоит рядом. Далее тренер предлагает участникам«распутаться», то есть, не разнимая рук, выстроиться в один или несколько кругов. Обычно ведущий участвует в этом упражнении наравне со всеми, но активного влияния на процесс распутывания не оказывает.

Часто у участников возникают сомнения в том, что эта задача решаема. На самом деле распутаться можно всегда. В итоге игры может оказаться несколько кругов; возможно, некоторые участники будут стоять лицом в круг, некоторые - спиной. Но в любом случае решение будет найдено.

После выполнения упражнения можно спросить участников о том, что им помогало справить с задачей, что можно было бы сделать, чтобы решить ее быстрее. При обсуждении важно подчеркнуть, что залог успешного выполнения этого задания- доброжелательное отношение друг к другу, постоянная ориентация в ситуации и генерирование оригинальных идей.

«ПЕРЕДАЙ ПРЕДМЕТ»

Эта веселая разминка хорошо подходит для начала нового дня тренинга. С одной стороны, она вызывает много положительных эмоций, а с другой - помогает настроиться на групповую работу, повышает концентрацию внимания. Кроме того, она дает участникам возможность проявить креативность и нестандартность своего мышления.

Участники должны по кругу передавать какой-либо предмет, например маркер или мячик. Но способ передачи каждый раз, для каждого участника должен быть новым. Если предмет падает, то игра начинается заново.

«И РАЗ, И ДВА, И ТРИ...»

Это упражнение усиливает групповую сплоченность, включенность участников в работу, концентрацию внимания и наблюдательность.

Все участники стоят в кругу. По команде ведущего «раз» каждый начинает выполнять любое движение, желательно не очень сложное. По команде «два» все перестают делать свои

движения и начинают повторять те движения, которые перед этим делали их соседи справа. На счет «три» участники опять меняют движение и выполняют движения соседа справа, которые тот начал делать по команде«два». Таким образом, движения как бы идут по кругу.

Когда ведущий назовет число, равное числу участников в

группе, движения должны

Эти игры используются как в начале (для создания определенного настроения), так и в середине занятий, в том числе учебных (для профилактики утомления, как смену деятельности). Они создают положительные эмоции, благодаря чему способствуют преодолению упрямства и формированию группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ РАЗМИНКИ ДЛЯ РАБОТЫ С УПРЯМЫМИ ДЕТЬМИ.

Эти игры используются как в начале (для создания определенного настроения), так и в середине занятий, в том числе учебных (для профилактики утомления, как смену деятельности). Они создают положительные эмоции, благодаря чему способствуют преодолению упрямства и формированию группы.

«Ракета» (дети сидят по кругу).

Цели: дает ребенку возможность почувствовать свою значимость. Игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.

Инструкция. «Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле – на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать».

Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно поднимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть.

«Ласковое имя».

Цели: данное упражнение позволяет детям запоминать имена друг друга и установить контакт.

Инструкция. «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадает, называет одно или несколько ласковых имен. Кто не может назвать ласковое имя, тому придумываем вместе с детьми. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

«Паровозик».

Цели: позволяет снять напряжение, проявить активность, установить контакт.

Инструкция. «Сегодня мы будем играть а «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко проговаривая «чух – чух -чух» - и назовите свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым паровозиком, а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит свое движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «паровозик чух-чух-чух» - и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети».

«Котенок».

Цели: помогает детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.

Инструкция. «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомится со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается.

«Потерялся ребенок».

Цели: развивает слуховое внимание, способствует распознаванию по голосу.

Инструкция. «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал».

«Салют».

Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. В игре все имеют шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Материал: листы цветной бумаги, салфетки, туалетная бумага, ножницы.

Ход игры: детям выбирают для себя материал, затем в течение нескольких минут рвут его на мелкие кусочки (либо нарезают ножницами), подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а остальные ему хлопают.

«Медвежата».

Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление.

Ход игры: ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения.

«Зоопарк».

Цель: помогает снять напряжение.

Ход игры: дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях (в «клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как все «узнали», клетки открываются, и «Звери выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат».

«Крепость».

Цель: игра дает детям возможность проявить агрессию в адекватной игровой форме. Интересна диагностика – кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры: дети делятся на две команды () по желанию самих ребят. Каждая команда строит для себя крепость (из мебели, напольного конструктор, модулей, игрушек). Одна команда защищает крепость, другая штурмует. Основное оружие – надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

«Прикоснись к синему цвету».

Попросите детей прикоснуться к чему-нибудь синему на одежде своего соседа. Затем предложите другие варианты: дотронуться до кроссовок, светлых волос, до чего-нибудь красного и т. д.

«Повтори звук».

Игра начинается с того, что кто-нибудь из детей издает какой-либо звук. Его сосед подражает этому звуку и передает дальше. Звук начинает движение по кругу. Модификация: ребенок стоит лицом к группе и издает звук, а группа детей в унисон пытается ему подражать.

«Ветер дует».

Все сидят в кругу на стульях, кроме ведущего (он в центре). Ведущий говорит: «Ветер дует на всех, у кого есть в одежде красный цвет». В этот же момент все, у кого действительно в одежде есть красный цвет (ведущий должен назвать только тот признак, который есть у него самого и у кого-то еще), встают и быстро меняются местами. Одному не хватает стула, и он становиться ведущим. Ведущий столько раз «запускает ветер» (на тех, у кого есть пуговицы, кто сегодня пил молоко, и пр.), пока не займет стул. Еще можно выкрикнуть «Ураган!», и тогда все обязаны поменяться местами. Кто остался без стула – тот ведущий.

«Эхо».

Дети сидят в кругу. Воспитатель спрашивает: «Вы когда-нибудь слышали эхо в лесу? Звук повторяется несколько раз. Причем каждый следующий раз все тише и тише. Сейчас мы с вами поиграем в эхо. Я крикну какое-нибудь слово. Мой сосед повторит его, но чуть-чуть тише, следующий – еще тише, и так – по кругу». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не крикнет свое слово, а остальные по кругу не повторят его.

«Передай движение».

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например,причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д.), затем «будит» своего соседа и показывает ему свое движение, тот «будит» следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не «проснутся» и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех по, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

«Передай настроение».

Правила игры – те же, что и в предыдущей, только ведущий, должен придумать, настроение. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

«Испорченный телефон».

Дети сидят в кругу. Взрослый обращается к любому ребенку с просьбой шепотом рассказать своему соседу, что он делал в выходные. Задача – передать это сообщение по цепочке, говоря шепотом друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первоначальный вариант сообщения и то, что услышал последний.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Картотека игр-разминок

Эти игры можно использовать как в начале совместной деятельности (для создания определенного настроения), так ив середине совместной с детьми деятельности (для профилактики утомления). Они создают положительные эмоции и способствуют формированию позитивных взаимоотношений в группе. Достаточно поиграть в них 5 минут, чтобы не утомлять детей и сохранить энергию для игры, решающей какие-либо определенные задачи.

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Педагог собирает детей возле себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и, чтобы я могла видеть каждого из вас». (Единственным верным решением здесь является создание круга.) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед. (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами). Общий круг

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что делать, если зеркала под рукой не найдется? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга. Решите, кто из вас человек, а кто – зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть зеркало повторяет все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Педагог встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, если у них что-то не получается. Зеркало

Прикоснись к синему цвету Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Попросите детей прикоснуться к чему-нибудь синему на одежде своего соседа. Затем предложите другие варианты дотронуться до кроссовок, светлых волос, до чего-нибудь красного и т.д.

Повтори звук Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Игра начинается с того, что кто-нибудь из детей издает какой-либо звук. Его сосед подражает этому звуку и передает дальше. Звук начинает движение по кругу. Модификация: ребенок стоит лицом к группе и издает звук, а группа детей в унисон пытается ему подражать.

Передай движение Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например, причесывается, моет руки и т.д.), затем «будит» своего соседа и показывает свое движение, тот «будит» следующего и так – по кругу, пока все дети не «проснуться» и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

Передай настроение Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Правила игры – те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, тоскливое, удивленное и т.д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было передано. Затем ведущим становиться любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, педагог может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Ветер дует Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Все сидят в кругу на стульях, кроме ведущего (он в центре). Ведущий говорит: «Ветер дует на всех, у кого есть в одежде красный цвет». В этот же момент все, у кого действительно в одежде есть красный цвет, встают и быстро меняются местами. Одному не хватает стула, и он становится ведущим. Еще можно выкрикнуть «Ураган!», и тогда все обязаны поменяться местами. Кто остался без стула – тот ведущий.

Эхо Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Дети сидят в кругу. Педагог спрашивает: «Вы когда-нибудь слышали эхо в лесу? Звук повторяется несколько раз. Причем каждый раз эхо все тише и тише. Сейчас мы с вами поиграем в эхо. Я крикну я громко скажу какое-нибудь слово. Мой сосед повторит его, но чуть-чуть тише, следующий – еще тише, и так – по кругу». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не крикнет свое слово, а остальные по кругу не повторят его.

Испорченный телефон Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Дети сидят в кругу. Взрослый обращается к любому ребенку с просьбой шепотом рассказать своему соседу, что он делал в выходные. Задача – передать это сообщение по цепочке, говоря шепотом друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первоначальный вариант сообщения и то, что услышал последний.

Давайте поздороваемся Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы. В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего дня и поздороваться посредством его.

Что изменилось? Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, прическах детей, можно пересесть на другое место (но не больше 2-3 изменений, все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.

Цвета эмоций Цель: развитие воображения, выразительных движений. Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет, а вторая – отгадывать.

Тихий разговор Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом. Участники садятся в круг. Задание – невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко. Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу.

Собери пиктограмму Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям. Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников – как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, можно самому пантомимически изобразить это состояние.

Подарок другу Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы. Один ребенок становиться «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой сове отношение к «имениннику».

Эмоции героев Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценивать ситуацию и поведение окружающих. Взрослый читает детям сказку. Детям заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т.д. В эту игру лучше играть индивидуально или в малой подгруппе. Текст должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

Интонация Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии. Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

Справа, справа от меня есть одно местечко Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия. Дети встают в круг, оставляя рядом с ребенком справа свободное место. Это ребенок говорит: «Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу, чтоб… (называет имя одного из участников, стоящих в кругу), встал, со мной рядом постоял». Названный игрок занимает место справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым свободное место, называет другого участника и т.д.

Угадай, о чем я мечтаю Цель: развитие воображения, пантомимики, умения передать собеседнику без слов содержание своего замысла. Дети в парах поочередно изображают пантомимически то, о чем они мечтают. Затем рисуют то, что пытался выразить им партнер. По окончании ребята показывают друг другу рисунки и обсуждают их.

Связующая нить Цель: формирование положительного эмоционального настроя. Дети, сидя в кругу, должны передавать друг другу клубочек ниток так, чтобы тот постепенно разматывался, и все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Клубок передается от ребенка к ребенку, и они желают здоровья и радости друг другу.


Для следующих разминочных упражнений требуется ведущий и несколько помощников из подростков, работающих в штате программы, для показа упражнения и приглашения зрителей к участию. Может понадобиться микрофон. Если молодые работники до этого не выполняли упражнение, нужно несколько раз прорепетировать, чтобы они хорошо знали, что им делать.

ФРУКТОВЫЙ САЛАТ

Это разминочное упражнение с пением. Все встают. Звучит мелодия:

1. Поднимите правую, а затем левую руку и раскрывайте-закрывайте их на каждый слог: “Ки-ви, яб-ло-ки, ба-на-ны”…

2. Поднимайте и опускайте голову: “А-пель-син, а-пель-син”…

3. Покрутите руками перед собой, будто перемешивая что-то: “Все перемешаем. Все перемешаем”…

4. Вращение бедрами: “Ешь салат! Будь здоров!”

ЛИВЕНЬ С УРАГАНОМ

Ведущий сообщает аудитории, что прогноз погоды предвещает ливень с ураганом. Потом он/она предлагает: “Давайте попробуем услышать его приближение. Повторяйте следом за мной, пожалуйста”. Ведущий ладонями и подошвами начинает все громче и громче изображать звуки, напоминающие шум дождя и удары грома. Звук усиливается по мере того, как гроза надвигается, а затем стихает и пропадает вовсе. Ведущему следует, переступая с каждым звуком, перемещаться по сцене справа налево и обратно, чтобы вовлечь аудиторию в действие. Если помощники воспользуются театральным реквизитом, например, зонтиком (настоящим или воображаемым) и плащом, впечатление будет усилено.

Падают первые капли: накрапывает дождик. Легко постукивайте указательными пальцами друг о друга. Сначала делайте это медленно, потом увеличивайте скорость. Достигнув высокой скорости, переходите к следующему звуку. Шум дождя становится ровнее. Попеременно постукивайте пальцами одной руки о ладонь другой. Постукивание может убыстряться. Дождь усиливается. Трите ладони друг о друга, производя свистяще шелестящий звук. Сначала он может быть медленным (медленное потирание), потом убыстряется. Затем начните слегка прихлопывать ладонями, постепенно делая это все громче и громче. Слышится гром. Продолжая хлопать в ладоши, начинайте медленно и тихонько притоптывать, неспешно передвигаясь по сцене. Используйте силу и скорость движения ног для создания впечатления раскатистого “громоподобного” звука. В самый разгар, когда все увлечены топаньем, шум должен быть просто оглушительным! Затем начинайте постепенно приглушать шум, двигаясь в противоположном направлении, чтобы показать, что “буря” проходит. Гроза уходит. Проделывайте шумовые движения 1-3 в обратном порядке, чтобы показать, что шум дождя ослабевает, пока не слышно будет, как падают отдельные редкие капли. Если кто-нибудь изобразит, что вымок и хочет спрятаться под зонтиком или плащом, то может не стесняясь “играть на публику” и показать, что на нем не осталось сухого места, может быть даже отбросить зонтик, с которого ручьем льет вода и т. п. В конце можно и вытереть воду с лица, показав мимикой и жестами, что вышло солнце, появилась радуга и т. д. Общая протяженность разминочного упражнения составляет всего 2-3 минуты.

ШОКОЛАД

Еще одна разминочная песня-показ. Все встают.

Мелодия очень простая, исполняется в тональности си-бемоль мажор. Ноты даются под соответствующей буквой или словом (Ef = ми-бемоль; Bf = си-бемоль):

Слова: Ш - О - К - О - Л - А - Д - Л - А - Д - Л - А - Д-

Ноты: фа соль фа ми ре ми фа до ре ми ре ми фа

F - G - F - Ef - D - Ef - F - C - D - Ef - D - Ef - F

Слова: Ш - О - К - О - Л - А - Д - Л - А - Д-

Ноты: фа соль фа ми ре ми фа до фа си

F - G - F - Ef - D - Ef - F - C - F - Bf

Назначение движений – изобразить буквы алфавита , которые поются:

Ш– руки подняты на уровне плеч, и согнуты перпендикулярно в локтях.

К – правая рука от плеча до локтя прижата к туловищу, от локтя до кисти максимально отодвинута в сторону. Локоть левой руки по возможности приближен к правой руке.

О – обе руки соединяются над головой, образуя букву “о”.

Л – обе руки соединяются над головой, образуя букву “л”

А – в середину буквы “л” просунуть голову - это будет перекладина буквы “а”

Д – Присесть, колени слегка раздвинуть поместить между ними локти обеих рук. Руки повернуты ладонями друг к другу, кончики пальцев соприкасаются.

Ш-о-к-о-л-а-д – Переместите руки из положения над головой широким круговым движением к поясу, описав в воздухе форму кокосового ореха.

Песня становится тем более энергичной, чем быстрее ее поют!

ПРАВИЛЬНО? СОГЛАСНЫ!

Это разминочное упражнение – бессмыслица, которую можно перекраивать и дополнять, если у ведущего богатое воображение. Аудитории объясняют, что надо отвечать на слова “Правильно?” или “Согласны?” словом противоположным. Например:

Ведущий: “Правильно?” Зал: “Согласны!”

Ведущий: “Согласны?” Зал: “Правильно!”

Затем ведущий начинает вести рассказ – о чем угодно. Но через каждые несколько слов ведущий вставляет одно из “проверочных слов”, спрашивая: “Правильно?” или “Согласны?”. Зал в ответ кричит нужное слово. Ведущий может увеличивать частоту и скорость, а также порядок появления проверочных слов, чтобы сбить слушателей с толку. Достигнув логического конца своего рассказа, ведущий произносит: “Ну, вот и все, правильно?” На что аудитория отвечает: “Согласны!” Далее ведущий пытается обратиться к залу с призывом закончить разминочное упражнение, продолжая пересыпать свою речь словами “Согласны” и “Правильно” и выдавая себя за человека, который сам себя все больше загоняет в угол, – пока все не рассмеются. Тогда ведущий оставляет свои попытки и сходит со сцены.

ВНИМАНИЕ! Следующему оратору лучше не пользоваться теми же словами, если он рассчитывает на отклик зала!

ЭЙ, МАКС!

Ведущий декламирует нижеследующее стихотворение, отбивая ровный такт. Для этого можно постукивать ногой, подражая метроному, поддерживающему ритм и скорость. В первых строфах такт указан крестиками “х”, проставленными под словами, а ударные слоги подчеркнуты. Это разминка с движением/показом – зал просят повторять движения за ведущим, одновременно проговаривая вместе с ним слова под ритм.

Ритмично поворачивайте воображаемую ручку в течение нескольких тактов. Продолжайте разыгрывать каждую из последующих строф, придерживаясь, как и прежде, ритма. По мере того, как прибавляется каждое новое “задание”, выполняйте тем же образом и движения.

Эй, Макс, поверни ручку правой рукой. Эй, Макс, поверни ручку левой рукой. Эй, Макс, поверни ручку правой ногой. Эй, Макс, поверни ручку левой ногой. Эй, Макс, поверни-ка теперь головой (вращайте головой из стороны в сторону). Эй, Макс, языком, поверни-ка сюда (подвигайте языком из стороны в сторону). Эй, Макс, ты все занят? Скажи: да-да-да!

На последнем куплете (7) слова произносятся с высунутым вращающимся языком, болтающейся головой и выполняющими движения руками и ногами. “Эй, Макс, ты всё занят?” Скажи: да-да-да! (с подчеркнутым вздохом).

ОСОБЫЙ ЧЕЛОВЕК

Подобно футбольному кличу, эта очень короткая разминка может быть использована для быстрого подъема энтузиазма и вовлечения аудитории в работу. У нее есть дополнительный плюс: она утверждает девиз об уникальности, ценности и достоинстве каждой личности. Ведущий просит зал повторять слова за ним. Когда зал разучит слова, (это произойдет очень быстро), разминку можно варьировать, меняя громкость (от шёпота до крика), смещая ударения на разные слова или устраивая соревнование на громкость между мужской и женской частью, между сидящими слева и справа и т. д.

Я (зал повторяет: “Я…”)

ОСОБЫЙ (“особый…”)

И ДОСТОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК (“и достойный человек…”)

И ЗАСЛУЖИВАЮ (“и заслуживаю…”)

САМОГО ЛУЧШЕГО! (“самого лучшего!”)

ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ

Ритмичное похлопывание, которое очень популярно в качестве “заставки” для программы. Возможно, ведущему захочется перейти к ней с помощью стандартного вступления, например, с помощью обратного отсчета (“8, 7, 6, 5 …Хорошо”), или задав вопрос (“У вас все хорошо/ладно? Хорошо/ладно…).

“Хорошо, хорошо, (быстро) хорошо, хорошо, хорошо! Эй!

Хлопая в такт:

(не соприкасаясь ладонями) крича “Название программы” 1 (последний хлопок)

Ацим сусам

Эта игра-разминка звучит на польском языке и к тому же сопровождается движениями, за счет этого она очень интересна и занимательна. Играть лучше в кругу, где ведущий предлагает повторять за ним определенные слова и следующие движения.

Рынки на пшут (руки вытягиваются вперед с жестом «здорово» - четыре пальца сжаты в кулак, а большой вытянут вверх). Уперки до тыла (руки упираются до упора в локтях назад). Перш ту перед (грудь выдвинуть вперед). Зад ту зад (нижнюю часть тела выдвинуть назад). Коленки акёч (колени согнуть). Ножки як у чушки (ступни ног развернуть вовнутрь как у свинки). Ёнзык на броду (язык высунуть на подбородок).

После каждого движения проговариваются следующие слова: «Ацим-сусам-ацим-сусам-ацим-сусам-хоп» (туда-сюда-туда-сюда-туда-сюда-хоп), при этом вытянутые руки поворачиваются то в лево, то вправо, а на последнем «хоп», в прыжке все участники поворачиваются вправо и идут по кругу со словами: «Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-хоп» покачиваюсь из стороны в сторону. При слове «хоп», опять в прыжке все возвращаются в исходное состояние и повторяя предыдущие слова переходят к следующим. Например: «Рынки на пшут. Ацим-сусам-ацим-сусам-ацим-сусам-хоп. Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-хоп. Рынки на пшут. Уперки до тыла. Ацим-сусам… Рынки на пшут. Уперки до тыла. Перш ту перед…»

Вы конечно же, очень любите своего ненаглядного ребёнка, хотите чтобы он вырос умным и гармонично развитым. А для этого с деткой нужно заниматься каждый день, желательно с рождения. Разминки должны быть очень простыми, незамысловатыми, хорошо запоминающимися и нравится деткам. Такие весёлые занятия помогут вам сформировать у ребёнка много навыков.

Занятия очень просты в исполнении, ими можно заниматься с детьми самого раннего возраста и с любым уровнем речевого развития. В процессе занятий вы много раз повторяете одни и те же звуки, тем самым побуждая ребёнка чётко их произносить за вами.

Возможно вам покажется что это слишком простые упражнения, они неинтересны и неэффективны для вашего ребенка, но поверьте - это совсем не так! Чуть позже, немного позанимавшись с ребёнком, вы увидите много изменений в его развитии. Он станет более весёлым, подвижным, будет произносить больше звуков.

1. Похлопаем в ладошки (делается сидя на стульчике)

Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко
Похлопаем в ладошки, очень хорошо.
(хлопки перед грудью)

И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
И пальчики попляшут у маленьких ребят
(вращая кистями поднимаем руки вверх и постепенно опускаем до уровня груди)

Тук-тук молотком, мы построим птичкам дом.
Тук-тук молотком, поселяйтесь птички в нём.
(стучим правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку)

Бум-бум барабан, что за шум и тарарам.
Бум-бум барабан, просыпайся по утрам.
(стучим указательными пальцами как барабанными палочками)

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - вот какая дудка.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дудка-самогудка.
(имитируем игру на дудке, перебирая пальчиками)


Мы поедем, мы поедем в лес к лисичке и медведю.
(как бы крутим руль машины)

Поедем потихоньку, поедем потихоньку.
(ножками тихо стучим об пол)

И быстренько, и быстренько, и быстренько, и быстренько.
(быстро топаем ножками и по коленям стучим ладонями)

***
Детки хлопать все умеют,
Своих ручек не жалеют.
Вот так, вот так, вот так,
Своих ручек не жалеют.
Детки топать все умеют,
Своих ножек не жалеют.
Вот так, вот так, вот так,
Своих ножек не жалеют!

2. Зайка серенький

Зайка серенький сидит
(сидим на корточках, ручки у груди как у зайки)
И ушами шевелит.
(нужно поднять ладошки над головой и помахать, изображая ушки)
Вот так, вот так, он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
(хлопаем в ладошки)
Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
(попрыгать как зайка)
скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать.

***
Скачет зайчик по дорожке,
Скок, скок.
Правой ножкой, левой ножкой,
Скок, скок.
Прыгай, прыгай, вместе ножки,
Скок, скок.
И похлопаем в ладошки,
Скок, скок.

3. Белые снежинки

Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки вверх)
Легкие пушинки. (покружиться на носочках)
Чуть затихла злая вьюга (встать прямо и опустить ручки вниз)
Улеглись повсюду. (присесть, руки опустить к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вытянуть вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали белые подружки.
(руками выполнить движение "ножницы")
Заспешили на прогулку детки и старушки.
(шагаем на месте)

Две весёлые овечки

Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
(весело прыгаем)


Вверх до неба, вниз до травки.
(встаем на ножки, тянемся вверх, а затем приседаем, опуская руки вниз)

А потом кружились (кружимся)

И в речку свалились.(падаем на пол)

Ручками похлопаем хлоп-хлоп-хлоп.
Ножками потопаем топ-топ-топ.
Телом всем подрыгаем дрыг-дрыг-дрыг.
Весело попрыгаем прыг-прыг-прыг!

***
Мы похлопаем в ладошки
И зубами постучим.
Поморгаем мы глазами,
Как тигрёнок порычим.
Пошагаем весело,
А теперь присядем.
Покачаем головой
И обратно встанем.
Поднимаем ручки вверх.
Ну-ка, покружились.
Снова ровно постоим.
И низко поклонились.

Я очень надеюсь что эти разминки подарят много радости вам и вашему ребенку. К тому же эти веселые игры способствуют развитию речи и моторики ребенка.

Весёлых вам занятий!