Велобайки для фрирайда — обзор и отзывы
Любители спорта со стажем, даже далеко не консерваторы, вынуждены признать – ориентироваться в современных «течениях» и «ответвлениях» привычной классики заставляет дух времени.
Модные тренды, например в велосипедном и лыжном спорте, достигли вершины – в программу зимних и летних олимпийских игр включены фристайл (лыжи и сноуборд), маунтинбайк (состязания на горных байках), ВМХ (велокросс на одноименных велосипедах) . Вердикт МОК (международный олимпийский комитет) это признание популярности.
Есть одна характерная черта, объединяющая этих «новичков» — экстремальность. Скорость и головокружительные кульбиты, порой за гранью человеческих возможностей, поражают бесстрашием и фантастической координацией.
Никаких ограничений, полная свобода выбора и … такой подход еще и не противоречит правилам. Действительно, что-то новенькое.
Особенности катания в стиле фрирайда
Фрирайд начал зарождаться в США в восьмидесятые годы прошлого столетия.
Искатели приключений, любители «адреналиновых инъекций» и «велосипедные гурманы» нашли в занятиях фрирайдом свой стиль. Чем больше трудностей на трассе, тем лучше – их девиз.
Недостаточно «убитые» естественным путем дороги и тропы, для фрирайдеров уничтожаются еще и искусственными преградами – всевозможными трамплинами, горками, камнями и т.п. радостями. Большие поклонники таких занятий, канадцы, охарактеризовали этот вид спорта как запредельный.
На обычных «гражданских» моделях велосипедов там делать нечего, нужны своего рода «джипы» на 2-х колесах.
Был бы спрос, а предложение не заставит себя ждать. Законы рынка вступили в действие и производители откликнулись, представив широкое меню на любой вкус. Ассортимент не из дешевых, т.к. требований к категории «горный байк», а именно на них позволителен любой каприз, предостаточно.
Стили
Хорошая новость для желающих попасть в касту фрирайдеров – есть путь «от простого к сложному»: фрирайд имеет экстремальный подвид – « классический» и относительно мягкий — «лайт».
«Лайт» стиль
Предоставляет возможность набраться опыта. Занимаясь упрощенным фрирайдом, не надо сразу «бросаться на амбразуру» и покорять Эверест. Маршрут выбирается с несложным профилем, без экстремальных преград (применяется имитация). Такой подход дает возможность почувствовать байк, нагрузить необходимые группы мышц и получить положительные эмоции. «Стэп а стэп» — метод плавного перехода к следующему этапу.
«Классический стиль»
Здесь все по-взрослому. Грязь, песок, щебень, кочки, пни, бугры, прыжки с трамплинов и обрывов – вот неполный перечень прелестей «маршрутного листа».
Сила духа будет далеко не лишним качеством (высота обрывов может достигать 10м.), но только в совокупности с необходимыми умениями. Как:
- выбрать подходящую передачу;
- подобрать оптимальный скоростной режим;
- переключать передачи на подъемах и спусках;
- преодолевать подъемы и спуски различной крутизны;
- пройти «разбитый» поворот;
- выполнить прыжок через препятствие и правильно приземлиться;
- «бороться» с водной колеей.
В «классическом» фрирайде есть свои узкие специализации:
- Прыжки с невысоких крыш, обрывов и т.п. – дроппинг;
- Катание по деревянным мостикам, трамплинам – North Shore;
- Исполнение трюков на специально оборудованных трассах – слоупстайл.
Скорость не самоцель в фрирайде (в отличие от даунхилла). Основное внимание уделяется технике прохождения трасс и выполнению трюков.
Отличительные особенности велосипедов для фрирайда
К основным параметрам относятся:
- Высокая прочность
- Амортизационные свойства
- Эффективная тормозная система
- Шины с широким профилем
- Небольшой вес
Прочность конструкции
Большая динамическая нагрузка приходится на раму, в связи с чем эта деталь должна отличаться высокой прочностью (требования выше, чем у обычного горного байка). В производстве используют алюминиевые сплавы.
Легкость
На легком байке проще «летать» через обрывы, . Приемлемым считается вес до 15 кг.
Система амортизации
Гашение колебаний осуществляется передним и задним амортизаторами с длинным ходом – примерно 7 дюймов. Существует две версии подвеса: пружинно-эластомерная и пружинно-масляная.
Тормозная система
Тормозная система дисковая гидравлическая. Тормозные диски выполняются из металла и устанавливаются на переднем и заднем колесе.
Широкопрофильные шины
На колеса монтируется широкопрофильные шины, рисунок протектора глубокий.
Другие особенности
Как правило, велосипеды для фрирайда комплектуются широким изогнутым рулем, трапециевидной рамой и 26-ти дюймовыми колесами.
Надо учесть, что вес байка доставляет неудобства при доставке к месту старта. Без машины или подъемника не обойтись.
Популярные бренды велобайков для фрирайда
«GHOST»
Немецкий производитель. В линейке 7 классов велосипедов. Для фрирайда подойдет двухподвесный MTB Fully и 4-Cross. Легкость и жесткость конструкции достигается за счет использования трубы с сечением «овал» — инновационное решение. Новые технологии применены и в конструкции подшипников игольчатой формы.
Компания экспортирует свою продукцию в 20 стран мира. Марка востребована у ведущих спортсменов. Отличное качество сборки, привлекательный дизайн, удачная эргономика. Главный недостаток – высокая стоимость.
“TREK»
Бренд из США. Находится в десятке лучших мировых производителей. Выпускает модели для всех ниш. Экспорт — более 90 стран.Начало массового производства – 1980г. С 1983г. имеет опыт изготовления маунтинбайков.
На моделях Трек 9800 и 9900(для ультра легкой рамы) применили углеродное волокно карбон. С 2001г. любой покупатель может заказать индивидуальный дизайн.
«GIANT»
Производитель из Тайваня. Начало деятельности 1972г. Ряд «горных байков» двухподвесов насчитывает более 15 моделей. Первая фирма, внедрившая технологию производства с использованием труб совершенной формы, обеспечивающих жесткость конструкции без сварных швов. В России Giant официально представляет компания «Неотрен».
То, что вытворяют на своем пути даже не профи фрирайда, требует соответствующей подготовки. Без устоявшихся навыков и конкретных знаний не стоит испытывать на прочность свои кости, суставы и связки.
К сожалению, травмоопасность имеет место. «Прожить» без травм удается немногим. Во избежание серьезных последствий, рекомендуется отнестись к приобретению средств защиты с такой же фанатичностью, как и к выбору байка.
Минимальный набор защитной экипировки
- Шлем (тип фулфейс)
- Корсет для защиты шейных позвонков
- Наколенники
- Щитки для защиты большеберцовой и малоберцовой кости
- Налокотники
- Перчатки (с обрезанными пальцами)
- Сетчатая маска
Стоимость
Ценовой диапазон на байки для фрирайда имеет очень большой разлет — от 20 тысяч руб. ,например, магазин Velo Go в Москве предлагает байк Giant Rinсon Disk 2016г.в. в комплектации: вилка SR Suntour XCT HLO 26” 100мм ход, алюминиевая рама, 24 скорости, колеса 26”, тормоза дисковые гидравлические за 32600руб. и 3500евро за Ghost CAG 7000 на сайте https://f.ua/shop/velosipedy/ghost/28790-tip-velosipeda-dinamicheskoe_frirajd/ магазина «Тот самый» в Киеве.